Лодка «Автобот» – это судно, изготовленное по цельносварной методике. Конструкция разделена на секции и отлично подходит для автомобилистов. Ключевая задача, стоящая перед разработчиками, заключалась в создании проекта, который продемонстрировал бы лёгкость транспортировки, небольшой вес конструкции и невысокую стоимость. Разрабатывалось судно под 12-сильный мотор. Характеристика лодки «Автобот» должна позволить переходить в глиссирование с 3 пассажирами.
Источник: https://motorlodki.ru/motornye-lodki/lodka-avtobot
Содержание
- 1 Достоинства
- 2 Таблица характеристик
- 3 Общее описание лодки «Автобот»
- 4 История и цели создания
- 5 Фотографии лодки «Автобот»
- 6 Таблица плазовых ординат
- 7 Лодка «Автобот» на видео
- 8 Информация о секционной мотолодке «Автобот»
- 9 Схема
- 10 Оборудование и комплектация
- 11 Обитаемость
- 12 Перевозка лодки
- 13 Непотопляемость
- 14 Ходовые качества
- 15 Под веслами
- 16 На волне
- 17 Тюнинг
- 18 Заключение
Достоинства
- Мореходность
- Стоимость обслуживания и эксплуатации
- Остойчивость
- Скорость
- Транспортабельность
- Пассажировместимость
Источник: https://vipkater.ru/vodnyj-transport/lodki-i-katera/avtobot/
Таблица характеристик
Уже при одном взгляде на описание технических характеристик лодки (ТТх) видны ее особенности.
Название характеристики | Значение |
---|---|
Длина наибольшая, мм | 3380 |
Ширина наибольшая, мм | 1300 |
Высота борта на миделе, мм | 450 |
Угол килеватости днища на транце, град. | 12,5 |
Масса с оборудованием и снабжением, кг | 58 |
Грузоподъемность, кг | 225 |
Пассажировместимость, чел. | 3 |
Допустимая мощность ПМ, л.с. | 12,5 |
Материал корпуса | АМг |
Скорость под мотором под который проектировалась при полной нагрузке и максимальная | 30 |
Максимальная высота волны, мм | 500 |
Удаление от берега, км | 3 |
Габариты в сложеном виде для складных, мм | 1550x1350x160 |
Удельный объем, м3/кг | 0,0343 |
Источник: https://vipkater.ru/vodnyj-transport/lodki-i-katera/avtobot/
Общее описание лодки «Автобот»
Лодка имеет корпус из алюминиево-магниевого сплава, отличающегося высокой пластичностью (важно при обработке), устойчивостью к коррозии и достаточной прочностью. Конструкция обеспечивает качественное сваривание всех секций.
На фото лодки «Автобот» сразу становятся заметными до максимума упрощённые обводы. Это продиктовано необходимостью снизить трудоёмкость работ, и уменьшить количество задействованных для изготовления инструментов. Разработчики постарались найти баланс, так как уменьшение массы корпуса и простые обводы не должны привести к снижению мореходных свойств судна. Лодка «Автобот»
Чертежи лодки «Автобот» были разработаны с целью расширения возможных районов эксплуатации, чтобы повысить количество потенциальных покупателей. Многие разборные лодки могут плавать исключительно в небольших устьях рек с минимальным течением, разработчиками предполагалось устранить эту разницу между неразборными и разборными типами. С этой целью был увеличен борт, его высоты достаточно для плавания при волнах высотой 0,5 м. Было принято также решение встроить подмоторную нишу, которая позволит устанавливать более мощные моторы.
Алюминиевая лодка «Автобот» имеет остроскулые обводы. На 2/3 площади днища присутствует неизменный угол килеватости, который составляет 12,5°. Обводы носа выполнены с несколько большей килеватостью. Нос имеет полную форму, это сделано с целью предотвращения зарывания лодки в волну.
Технологичность и компактность конструкции достигаются при помощи укладки судна в специальный пакет. Его габариты позволяют транспортировать лодку в багажнике легкового автомобиля. Весь корпус разделён на 3 секции, которые скрепляются между собой болтами с помощью фланцев (они же рама шпангоутов). Для предотвращения течи моторная лодка «Автобот» имеет прокладки из резины, располагающиеся между фланцами.
Для соединения всех цельных элементов конструкции используется аргонно-дуговая сварка, а в отдельных местах и контактная сварка. Только в местах с плохой доступностью и в областях, где это поможет снизить количество работ, используется клёпка. Секционная разборная мотолодка «Автобот»
Размеры лодки «Автобот» несколько большие, но эта особенность позволяет поднимать значительное количество полезного груза – 225 кг. Масса конструкции с оборудованием составляет 58 кг. Удельный объём лодки выше современных аналогов подобной длины. Для достижения такого результата использована система выштамповок, которая увеличивает жёсткость каркаса.
Лодка «Автобот» согласно отзывам, не подходит для транспортировки на верхнем багажнике стандартной малолитражной машины. Причина запрета – отечественные конструкции канавок крыши рассчитаны выдерживать вес в 65 кг, а при соединении 58 кг лодки и 12 кг самого багажника, разрешённый лимит превышается. Для устранения проблемы производитель разработал отдельные штанги для фиксации лодки на крыше. Устранение багажника и ввод системы штанг позволило снизить вес до 62 кг, а этот показатель допустим для транспортировки.
Иногда лодка «Автобот» идёт вместе с крыльями, эта опция оплачивалась дополнительно, соответственно, встречается далеко не всегда. Необходимость в крыльях возникает из-за поднятия носа и ухудшения видимости. Производитель предпочёл снизить вес оборудования к минимуму. В конструкции имеется 3 поперечные банки, имеющие съёмную конструкцию. Под банками крепятся блоки плавучести. Для крепления банок используется опора, прикрепляемая к вваренному листу в борта.
Подуключины в конструкции сделаны съёмного типа. Специального рыма для швартовки или буксировки не предусмотрено, для этой цели используются элементы корпуса.
На лодке «Автобот» идут в комплекте вёсла распашного типа
Стандартная комплектация:
- вёсла распашного типа;
- съёмные подуключины;
- спасательный круг с линью;
- черпак;
- ремонтные запчасти;
- необходимые инструменты для сборки конструкции;
- элементы для крепления судна на крыше автомобиля.
Для обеспечения непотопляемости используются блоки плавучести, изготовленные из полистирола. Их располагают в нише под мотором и снизу банок. Блоков достаточно для поддержания судна на плаву даже с полностью затопленным кокпитом и вмонтированным мотором «Ветерок» на 12 л. с. с 1 пассажиром на борту.
В конструкции имеется несколько недостатков:
- нет рундуков или крытых элементов для хранения вещей при дожде или ветре;
- разработка штанг крепления продумана не до конца;
- невысокие борта, непригодные для использования в море.
Более наглядный обзор лодки «Автобот» можно найти в видео.
Источник: https://motorlodki.ru/motornye-lodki/lodka-avtobot
История и цели создания
Первые экземпляры в СССР были выпущены в 1977 году на калининградском заводе “Янтарь”. Перед конструкторами стояла задача создать легкую картоп-лодку с высокими скоростными характеристиками под уже выпускающийся в то время мотор “Ветерок 12”. В. Белых и В. Цыплухин успешно справились с задачей, максимально облегчив конструкцию, сохранив быстроходность и остойчивость.
Модель до сих пор пользуется популярностью и постоянно модернизируется. Официально производство данных картопов было закрыто в 1992 году. Однако существующие технические наработки до сих пор используются народными умельцами при разработке катеров.
Источник: https://vipkater.ru/vodnyj-transport/lodki-i-katera/avtobot/
Фотографии лодки «Автобот»
Еще фотографии этой лодки
Источник: https://motorka.org/m_lodki/621-avtobot.html
Это интересно: Складная лодка Мечта — разбираемся во всех нюансах
Таблица плазовых ординат
№ шп. | Полушироты от ДП, мм | Высота от ОП, мм | |||||||
Линия скулы -Ск |
Линия борта -Л Б |
ВЛ1 | ВЛ2 | ВЛЗ | ВЛ4 | ЛБ | Ск | Линия киля— К | |
0 | — | 0 | — | — | — | — | 400 | — | 500 |
1/2 | — | 289 | — | — | — | 44 | 482 | — | 268 |
1 | 514 | 526 | — | 40 | 166 | 292 | 469 | 432 | 126 |
1/2 | 530 | 585 | 55 | 209 | 363 | 517 | 460 | 307 | 48 |
2 | 641 | 621 | 162 | 356 | 542 | 568 | 455 | 221 | 13 |
3 | 549 | 649 | 300 | 552 | 570 | 608 | 450 | 137 | 0 |
4-10 | 550 | 650 | 332 | 555 | 572 | 614 | 450 | 125 | 0 |
Непотопляемость «Автобота» обеспечивается блоками вспененного полистирола, размещенными под банками и в корме лодки под подмоторной нишей. Запаса плавучести достаточно, чтобы поддерживать на плаву полностью залитую водой лодку с установленным на транце подвесным мотором «Ветерок» и одним человеком, находящимся в кокпите.
Первые опытные образцы «Автобота» были изготовлены в начале 1977 г. За прошедшие годы они прошли всестороннюю проверку в самых различных условиях эксплуатации, неоднократно принимали участие в различных соревнованиях по водно-моторному спорту. Достаточно сказать, что дважды — в 1977 и 1979 гг.— лодки типа «Автобот» участвовали в маршрутной гонке в море на соревнованиях в Лиепае. В целом мы — конструкторы — удовлетворены получившимся судном, хотя и видим ряд недостатков, над устранением которых работаем в настоящее время вместе с технологами. Что это за недостатки? В лодке отсутствуют рундуки или закрытые объемы, где можно было бы хранить вещи в ненастную погоду. Не совсем удачна конструкция штанг-креплений.
При перевозке лодки «Автобот» на легковом автомобиле в его салоне, если в нем, кроме водителя, находится больше одного пассажира, довольно сложно размещать весла к съемные банки. Мы надеемся в ближайшее время решить все эти проблемы.
О скоростных и мореходных качествах «Автобота» лучше всего говорит тот факт, что на традиционных соревнованиях на приз сборника в 1979 г. в классе Т-250 первые два общих места заняли спортсмены, выступавшие на «Автоботах». Победитель, выступая с мотором «Ветерок-12», показал скорость выше 35 км/ч.
Результаты, полученные при испытаниях лодки «Автобот» на мерной миле в тихую погоду под моторами мощностью 12 и 8 л. с., приведены в таблице.
Замеры скоростей на мерной миле, км/ч.
При ходе под веслами с двумя-тремя пассажирами на борту лодка легко преодолевает волну высотой до 0,3 м на любых курсовых углах. Тяжелее грести против волны высотой до 0,6 м, но и при этом лодку не заливает, она хорошо всходит на волну. На тихой же воде во время испытаний лодка вполне удовлетворительно шла под веслами даже при нагрузке шесть-семь человек. Думаю, что «Автобот» годится и для плавания под подвесным парусом.
Розничная цена «Автобота» в 1980г. составляла — 215 рублей.
В. В. Белых, «Катера и Яхты» №88
Источник: https://motorka.org/m_lodki/621-avtobot.html
Лодка «Автобот» на видео
Источник: https://motorka.org/m_lodki/621-avtobot.html
Информация о секционной мотолодке «Автобот»
Автобот. На мерной миле «КиЯ»
К. Константинов, «Катера и Яхты» №101
Вариант тюнинга Автобота
Автор: Крутоярский0474
Обсуждение лодки «Автобот» на форуме
Источник: https://motorka.org/m_lodki/621-avtobot.html
Схема
Источник: https://vipkater.ru/vodnyj-transport/lodki-i-katera/avtobot/
Оборудование и комплектация
- Съемные банки с блоками плавучести: 3 шт.
- Металлические весла с уключинами: 2 шт.
- Спасательный линь.
- Черпак.
- Ремонтная аптечка, включающая инструмент для разборки и сборки секций.
- Крепление для перевозки пакета на крыше автомобиля.
Ниже вы можете ознакомится с видео:
Источник: https://vipkater.ru/vodnyj-transport/lodki-i-katera/avtobot/
Обитаемость
Ради малого веса и компактных габаритов производителям пришлось отказаться от рундуков, дистанционного управления, ветрозащитного экрана. Из всех удобств остался грамотно продуманный моторный отсек.
Днище изнутри рифленое, в носовой части укреплено выступающими ребрами жесткости. Ходить по такой поверхности неудобно. Ноги постоянно натыкаются на неровности корпуса, а также болты, которыми стянуты секции. Этот недочет легко исправляется при помощи подходящего пайола.
Конструкция и грузоподъемность позволяют легко выдержать вес трех взрослых мужчин. Комплект предусматривает наличие трех банок. Предполагается, что пассажиры располагаются в средней секции, а водитель, как и положено, возле транца. Банки представляют собой металлические короба, заполненные пенопластом. Рифленые крышки летом сильно нагреваются под солнцем, а зимой при морозах охлаждаются, что сказывается на удобстве эксплуатации. Кроме того, они делят внутреннее пространство на три части, не позволяя положить удочку или любой длинный предмет. А запас плавучести, расположенный под ними, мешает поставить даже ведро.
Пассажиры будут благодарны, когда вы облагородите посадочные места при помощи поролона и дерматина. Снять нагрузку со спины помогут поворотные сиденья, у которых имеется небольшая спинка.
При наличии легкого тента-трансформера, получается небольшой катер. Складная рама открывает жизненное пространство во время рыбалки, а при дожде укрывает от непогоды. Для переноски не предусмотрены ручки. Умельцы приваривают их самостоятельно. На заводскую покраску давалась гарантия на полгода. Тем не менее еще живы экземпляры с родным покрытием.
Во время глиссирования, благодаря низким бортам и отсутствию ветрозащиты, вода забрызгивает вовнутрь, что особенно неудобно при отсутствии рундуков. Проблема решается наращиванием бортов, установкой защитного экрана или тента.
Канистры с бензином приходится укладывать под ноги, потому что пространство под транцевой доской заполнено пенопластом. Если его вынуть, распределив по корпусу вдоль бортов и в носовой части, то под мотором можно организовать два топливных отсека.
Источник: https://vipkater.ru/vodnyj-transport/lodki-i-katera/avtobot/
Перевозка лодки
Разборные секции позволяют легко перевозить судно. Поскольку его вес составляет 58 кг, одна секция весит чуть меньше 20 кг. Если снять банки с веслами, то задача облегчится. Упаковать комплект в одиночку вполне реально. Одним из вариантов самостоятельной погрузки на крышу авто является использование лебедки с направляющими.
Видео лодки Автобот:
Однако нужно помнить о том, что сам верхний багажник обладает собственным весом. Чтобы не превышать допустимые параметры перевозки грузов, конструкторы предложили использовать специализированный крепеж, прилагающийся к картопу. При этом общая масса транспортировочного пакета равна 62 кг.
При ручной погрузке банки, весла со всем снаряжением перевозятся в салоне автомобиля, что уменьшает его пассажировместимость. Однако если погрузку выполнять вдвоем, то можно избежать демонтажа оснащения, что освободит место в салоне.
Кроме удобной транспортировки складной корпус позволяет избежать затрат на хранение судна на причалах, а также разместить ее вместе с автомобилем в гараже.
Разбирать или нет – дело вкуса и наличия времени на откручивание/закручивание 26 болтов. Чтобы облегчить задачу, замените их метизами из нержавеющей стали. Накидные гайки-барашки на порядок удобнее, к тому же помогут сэкономить время. Сборка занимает чуть больше часа. Разобрать можно за 50 минут. При наличии трейлера картоп можно собрать один раз, а разбирать лишь для замены резиновых уплотнителей, которые служат по 10 лет и более. В этом случае судно хранится в висячем положении на стене гаража или на веревках под потолком для удобства погрузки.
Если нужно транспортировать картоп в собранном состоянии, для этого логичнее использовать автоприцеп, потому как поднимать и грузить каждый раз 58 кг на крышу малолитражки – задача не из легких. При перевозке в неразобранном виде на верхнем багажнике требуется специальный крепеж, 2 человека или автоматический погрузчик.
Удельный объем в 0,0343м3/кг превышает аналогичный показатель 4-метровой “Южанки-2” и “Воронежа” (0,0282 и 0,033 соответственно).
Источник: https://vipkater.ru/vodnyj-transport/lodki-i-katera/avtobot/
Непотопляемость
На воде лодка Автобот ведет себя прогнозируемо и стабильно. Уйти в оверкиль в режимах, предусмотренных техпаспортом, практически невозможно. Остойчивость при волнении достигается широкими скулами, а также грамотно подобранным углом килеватости в 12⁰. Этому способствует также форма картопа, приближенная к прямоугольнику.
Килеватость, даже самая легкая, обеспечивая легкий ход в глиссирующем режиме, приводит к валкости судна. Это особенно чувствуется во время охоты. Стоять на нем можно, но стрелять в дичь из положения стоя чревато – можно искупаться. Тем не менее, по реке данный картоп идет уверенно и легко.
На водной поверхности пенополистирол, расположенный в банках и нише под двигателем, удерживает картоп с мотором и одним человеком на кокпите.
Источник: https://vipkater.ru/vodnyj-transport/lodki-i-katera/avtobot/
Ходовые качества
Лодка Автобот рассчитана на «Ветерок-12». Вполне устойчиво ведет себя под современными моторами до 12,5 л.с.Развивает скорость до 30 км/ч при полной загрузке. Максимальные показатели удалось зафиксировать на латвийских соревнованиях, когда победитель разгонялся до 39,02 км/ч. На глиссирование выходит за считанные секунды благодаря продуманной форме обводов. Это существенно экономит топливо на старте.
Несмотря на то, что модель была разработана для малой акватории, она с успехом использовалась на протяжении многих лет рыбаками в Черном море по тихой воде. Это же подтвердили испытания в ходе вышеупомянутых соревнований, проходивших в 1977-1978 гг. на Балтийском море в латвийском порту Лиепая.
Получается, что по скоростным характеристикам судно выходит на уровень 4-метровых жестких моделей, рассчитанных под более мощные двигатели порядка 20 л.с. Это уникальное свойство достигается тем, что в глиссирующем режиме дно соприкасается с водой на участке кормы шириной в 1,11 м и достигающем 1/5 длины всей конструкции. При этом даже когда на задней банке находится водитель с пассажиром, площадь скольжения не увеличивается.
Слом борта, идущий вдоль всего корпуса, выступает в качестве дополнительной скулы. Благодаря нему при старте быстро набирается скорость, обеспечивается практически моментальный выход на глиссирование. А при дальнейшем плавании он грамотно распределяет нагрузку.
В отличие от других картопов наш герой, по словам конструкторов, во время старта не проседает в корме и не выходит на “кобру”. Однако некоторые владельцы отмечают, что при выходе на глисс он все же сильно поднимает нос. Кто прав? На представленном видео вы можете сами оценить ходовые качества и вынести справедливый вердикт.
Встречаются умельцы, которые устанавливают на транец доску длиной до 0,25 м и шириной во всю корму, исполняющую роль крыла. По их мнению, она помогает быстрее выходить на глиссирование, увеличивает скорость. По словам В. Белых мотор можно приподнять. Для Ветерка это расстояние колеблется от 6 до 7 см, для Tohatsu — 6 см, а для Yamaha до 9 см.
Килеватые обводы в таком случае нормализуют работу винта, а также способствуют его качественному охлаждению. Кроме того, улучшается выход на глиссирование, снижается сопротивление мотора в воде. А поскольку он сам поднимается выше транцевой доски, то уменьшается риск попадания воды в моторную нишу.
Таблица скоростей — замеры скорости лодки «Автобот» на мерной миле, км/час
Мотор | 1 чел. (км/ч) | 2 чел. (км/ч) | 3 чел. (км/ч) |
---|---|---|---|
Ветерок 12 | 38 | 32 | 30 |
Ветерок 8 | 31 | 27 | 20 |
Источник: https://vipkater.ru/vodnyj-transport/lodki-i-katera/avtobot/
Под веслами
Поскольку в моторках весла играют второстепенную и вспомогательную роль, большинство глиссирующих моделей не рассчитаны на длительные прогулки на мышечной силе гребца. Лодка Автобот не исключение.
Плюсы:
- Быстро разгоняется
- Центровка перемещается в носовую часть, приподнимая корму
- Идет при размерной работе веслами около 5 км/ч.
- Капроновые втулки под уключины не скрипят
Минусы:
- Тяжело грести при наличии пассажира
- Скорость падает даже при небольшом волнении
- Весла металлические, полые внутри. Быстро набирают воду, становятся тяжелыми, тонут
- Ручки весел при заводской центровке отстают друг от друга более 50 см. Грести неудобно
- Под мощными гребками борт прогибается в местах крепления подуключин . Требуется усиление корпуса
Источник: https://vipkater.ru/vodnyj-transport/lodki-i-katera/avtobot/
На волне
Технические характеристики свидетельствуют о том, что судно выдерживает полуметровые волны. Вместе с тем при гребнях высотой от 50 см пассажиры ощущают сильные удары. Тем не менее в одиночку, находясь на корме, при подобном волнении можно идти вполне безопасно.
На водоемах, где погода может меняться быстро и непредсказуемо, картоп выдерживает в водоизмещающем режиме волны до 90 см, что доказано испытаниями. Однако это верхний экстремальный предел. Допускать подобных ситуаций не стоит.
Уверенный ход под любым углом достигается на гребнях до 30 см. Паспортные ограничения, к сожалению, снижают данный параметр до 25 см. Это объясняется тем, что на водоемах с нестабильной водной поверхностью (пороги, резкие изменения погодных условий и т.д.) нужно иметь запас прочности и плавучести.
Источник: https://vipkater.ru/vodnyj-transport/lodki-i-katera/avtobot/
Тюнинг
Доработка своими руками и усилиями мастерских именно этой моторки производится редко. Она имеет так мало оборудования, что делать там практически нечего. Но если очень сильно захотеть и отказаться от разборной функции бота, то можно построить рундук, врезать перекладину–сиденье, основательно укрепить транец и переоборудовать под более высокую ногу или сделать его вообще выносным.
Источник: https://vipkater.ru/vodnyj-transport/lodki-i-katera/avtobot/
Заключение
Советский Автобот заслуженно пользуется спросом и в наши дни благодаря высоким скоростным качествам, а также продуманной конструкции. Мастера знают, как превратить его в катер-трансформер, а большинство рыбаков уверено, что эта лодка хороша именно в первозданном виде, и ни за что не соглашаются что-либо в ней менять.
Источник: https://vipkater.ru/vodnyj-transport/lodki-i-katera/avtobot/
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:
- https://motorlodki.ru/motornye-lodki/lodka-avtobot: использовано 2 блоков из 5, кол-во символов 4957 (25%)
- https://vipkater.ru/vodnyj-transport/lodki-i-katera/avtobot/: использовано 13 блоков из 19, кол-во символов 11391 (57%)
- https://motorka.org/m_lodki/621-avtobot.html: использовано 4 блоков из 7, кол-во символов 3534 (18%)