Авторулевой на яхте, подруливающие устройства, удерживающие яхту на курсе

Storm Crew Агентство яхтенных путешествий


Обучение пройдено, вы наконец идете в составе команды и оказываетесь за штурвалом. После того, как утихнут вспышки фотокамер и взаимопонимание с лодкой будет найдено, какой-нибудь нехороший человек обязательно подскажет вам, что на яхте есть замечательное устройство – автопилот, избавляющий рулевого от необходимости все время проводить за штурвалом. Не слушайте его.

Блок: 1/5 | Кол-во символов: 452
Источник: https://stormcrew.ru/articles/avtopilot-na-yaxte/

Историческая справка

История авторулевых началась еще до первой мировой войны. Прародителем авторулевого стала система, предложенная для использования на гоночных яхтах Джорджем Брейном (George Braine). Система Брейна состояла из блоков, веревок и резинок, которые связывали паруса и специальный привод на баллере пера руля. Благодаря этой конструкции при порыве ветра или крене яхта приводилась, сбрасывала ветер с парусов и возвращалась на курс. Но каждый раз при смене галса систему приходилось переустанавливать. Для этого требовались усилия береговой команды. 

Первым подобием современного авторуля стало устройство француза Марин Мари (Marin Marie) и применялось оно не на парусной, а на 14-метровой моторной яхте Arielle во время одиночного 18-дневного перехода из Нью-Йорка в Гавр в 1936 году. Устройство представляло собой огромное ветровое крыло, соединенное с пером веревками. Сейчас его можно увидеть в Морском музее Порт-Луи.

В 1955 году британский яхтсмен Ян Мейджор (Ian Major) отправился в одиночное путешествие из Европы на Карибские острова, используя небольшое ветровое крыло, которое контролировало закрылок на пере руля. Эта система в то время была самой распространенной. По тому же принципу работал авторулевой и на 17-футовой яхте Mick the Miller, принадлежавшей англичанину Майклу Хендерсону (Michael Henderson), а сам яхтсмен называл его «Гарриет — третья рука».

Началом новой эры в развитии авторулевых стало проведение первой гонки OSTAR (Observer Singlehanded Transatlantic Race), стартовавшей из Плимута 11 июня 1960 года. Без использования авторулевого до финиша в одиночку вряд ли бы кто-либо дошел, поэтому такое устройство было необходимостью.

Участие в гонке принимали пять шкиперов: Фрэнсис Чичестер (Frances Chichester), Блонди Хаслер (Blondie Hasler), Дэвид Льюис (David Lewis), Валентайн Хауэллс (Valentine Howells) и Жан Лякомб (Jean Lacombe).

Френсис Чичестер принимал участие в гонке на яхте Gipsy Moth III с установленным на нее авторулевым, получившим название Miranda. Миранда состояла из крыла площадью 4 кв. м. и 12-килограммового противовеса, соединенных с румпелем веревками через систему блоков. Но эта конструкция была нестабильной и Френсис размышлял, как сбалансировать соотношение площади пера и ветрового крыла.

На борту яхты Блонди Хаслера Jester использовался первый авторулевой с сервомаятниковым приводом.

На борту яхт Дэвида Льюиса и Валентайна Хауэллса использовали закрылок на пере, разработанный совместно с Марселем Джаноли (Marcel Gianoli). Блонди Хаслер и Марсель Джаноли внесли самый значимый вклад в развитие авторулевых.

В 1970 году появился первый электронный автопилот, и изначально он предназначался для небольших рыбацких судов. Его начала производить компания Tillermaster. 

Блок: 2/7 | Кол-во символов: 2761
Источник: https://itboat.com/articles/4567-vetrovye-avtorulevye-ekipazh-kotoryy-ne-prosit-kushat

Что такое автопилот

Автопилот – система, позволяющая яхте держать заданный компасный курс. Условно, если вы идете ровно на север и включите автопилот, он начнет корректировать движение лодки, подруливать, так, чтобы это направление все время сохранялось. Делать он это будет с помощью пера руля, находящегося под водой и, как ни странно, рулевого колеса, то есть штурвала. Поэтому, правило первое – если включен автопилот, не трогайте штурвал, ни в коем случае не включайте автопилот с закрученным штурвалом и ни в коем случае не пытайтесь рулить сами с включенным автопилотом — в этом случае вы очень скоро его сломаете.

Блок: 2/5 | Кол-во символов: 622
Источник: https://stormcrew.ru/articles/avtopilot-na-yaxte/

Литература


  • 1. «Die Jacht», № 25/26, 1969 г.
  • 2. «Bateaux», апрель 1970 г.
  • 3. «Катера и яхты», № 6, 1966 г.
Блок: 3/3 | Кол-во символов: 109
Источник: http://www.barque.ru/shipbuilding/1971/thrusters_to_keep_boat_on_course

Для чего нужен автопилот

Для удержания курса лодки на спокойной воде (слабый ветер, волн нет) в ситуации, когда у экипажа по какой-то причине нет возможности управлять яхтой вручную.

Нужен

  1. Для кратковременных включений – вы один на вахте, нужно что-то поправить на палубе или внизу и кроме рулевого это сделать некому.
  2. Длительные включения. Вы идете на лодке один или вдвоем, хорошо знаете, где находитесь, какое расстояние до ближайших препятствий, у вас есть радар, он включен и настроен на оповещение о сближении с опасностями. Важно не забывать, что работающий штатный автопилот потребляет электричество и постепенно разряжает ваши аккумуляторы.
Блок: 3/5 | Кол-во символов: 650
Источник: https://stormcrew.ru/articles/avtopilot-na-yaxte/

Преимущества и недостатки

В интернете не прекращаются споры между ключевыми производителями и продавцами авторулевых. Как всегда, каждый рекламирует свой продукт, упуская преимущества других. Из-за этого появляются сомнения, какая же система лучше и почему. 

В своей статье Альва Саймон говорит о том, что сам использовал как сервомаятниковую систему, так и систему со вспомогательным пером. И советует выбирать в зависимости от типа яхты, на которую система будет монтироваться, а также от типа рулевого управления, условий плавания и бюджета покупки. По его мнению, вспомогательное перо более чувствительно в легкий ветер и больше подойдет для прогулок под парусами. Сервопривод в свою очередь может устойчиво держать яхту на курсе в самую суровую погоду, в то время как человек устанет за один час.

Блок: 4/7 | Кол-во символов: 805
Источник: https://itboat.com/articles/4567-vetrovye-avtorulevye-ekipazh-kotoryy-ne-prosit-kushat

Для чего нельзя использовать автопилот

Автопилот нельзя использовать без явной необходимости, а также в сложных погодных условиях.

Не рекомендуется

  1. Если на лодке много народу, плавание непродолжительное, человек за штурвалом устал или заскучал. Нужно просто передать управление кому-то другому. Самые частые и самые глупые столкновения с другими судами происходят из-за случайности, например, когда весь экипаж спустился в кают компанию чтобы пообедать, никто не наблюдает за морем. Классическая ситуация – одна лодка с экипажем на палубе пытается разойтись с другой, та не уступает, хотя должна по правилам, первая лодка уворачивается от столкновения, при сближении оказывается, что на второй лодке вообще никого нет на палубе, яхта идет на автопилоте. No comments.
  2. В сильный ветер с волной. Ни скорость реакции, ни мощность привода штатных автопилотов не рассчитаны на управление лодкой в условиях, когда ее активно уводит с курса. Особенно это касается движения под парусом — в этом случае, даже при явной необходимости, включать автопилот можно только на непродолжительное время и только предварительно убедившись, что он нормально удерживает лодку на курсе.
Блок: 4/5 | Кол-во символов: 1165
Источник: https://stormcrew.ru/articles/avtopilot-na-yaxte/

Особенности сервомаятникового привода и дополнительного пера

Вспомогательное перо Сервопривод
Подъем пера
Нельзя поднять, чтобы очистить его от мусора и водорослей. Нужно обратить внимание на конструкцию подъема, может слетать с крепления слишком просто.
Аварийные случаи
Нет «слабых мест» и любое столкновение влечет серьезные повреждения системы. При столкновении поднимается и возвращается назад при помощи оттяжки, можно поднять, когда не используется.
Обитаемость кокпита после монтажа
Не нуждается в нагромождении кормовой части кокпита и юта. Вся конструкция остается за бортом. Из-за проводки строп от сервопривода к приводу или штурвалу кокпит становится не таким обитаемым, через них постоянно приходится переступать.
Настройка курса
Тросов, идущих к баллеру, нет. Есть только небольшая проводка от устройства в удобное место в кокпите для дистанционного подбора нужного курса. При использовании нужно зафиксировать основное перо. Тросы нужно настроить и натянуть. При использовании с приводом на баллере обычно связывают цепь с тросами и фиксируют звенья между саморезами или в стопоре. Альва Саймон предлагает для удобства использовать двухстороннюю стопорную скобу (стопор-крокодил), а на румпель прикрутить проушину, и через нее продеть трос. Таким образом можно быстро отрегулировать натяжение и уменьшить проскальзывания, а в сложных ситуациях мгновенно послабить их и перехватить управление.
Брочинг
Площадь вспомогательного пера гораздо меньше основного, но, благодаря фиксированию основного пера, увеличивается боковое сопротивление и тем самым уменьшается шанс брочинга. Самостоятельный вывод яхты из брочинга. Бывает, яхту неожиданно резко бьет волна и моментально приводит к ветру, но в тоже время изменение направления отрабатывает и ветровое крыло, которое через сервопривод поворачивает перо руля в обратную сторону и возвращает яхту на курс.
Монтаж
По заявлению Hydrovane, 

вспомогательное перо можно монтировать не по диаметральной плоскости без потери ухудшения управляемости. Но не всем подойдет такое решение, ведь если вынести перо слишком далеко, на кренах оно будет выходить из воды.
Необходимо много пространства для монтажа рамы.
Многокорпусные яхты
Использование на катамаранах затруднительно в связи с большим зазором между мостом и палубой, наличием двух перьев, однако встречается в мировой практике. Можно использовать на многокорпусниках. 

Что касается ценообразования, то нельзя отрицать, что базовые модели со вспомогательным пером стоят на 25−40 процентов больше, чем модели с сервоприводом. Это обусловлено стоимостью материалов, использующихся в изготовлении вспомогательного пера. 

Некоторые типы транцев требуют индивидуального подхода в разработке дизайна. Ниже  показан пример монтажа авторулевого на ступенчатой корме на раме-площадке. Также стоит обратить внимание на поднятое перо сервопривода, оно не создает сопротивления на ходу, и так проще маневрировать в узких местах и под мотором.

Для поклонников систем с сервоприводом компания Monitor предложила разместить такую систему на открывающихся воротах и назвала этот способ монтажа SwingGate. SwingGate выглядит как огромная рама в корме судна, на которой крепится сервопривод. Раму можно открыть и, например, скинуть трап.

Блок: 5/7 | Кол-во символов: 3218
Источник: https://itboat.com/articles/4567-vetrovye-avtorulevye-ekipazh-kotoryy-ne-prosit-kushat

Категорически запрещено

  1. Включать автопилот во время движения под парусами на полных курсах, особенно – в сильный ветер и с большой волной. Автопилот не умеет обруливать волны и сможет уберечь вас от брочинга, вызванного забросом кормы волной. Автопилот работает с задержкой и может не успеть предотвратить непроизвольный поворот фордевинд из-за смены направления ветра, поворота на волне.
  2. Включать автопилот, когда вы идете вахтами, из-за усталости рулевого. В обязательном порядке – смена ролями со шкотовым, так как, иначе, высок риск уснуть всей вахтой в кокпите и проспать столкновение с другим судном или берегом.

Для условия круиза автопилот используется только для движения по спокойной воде без волн при наличии на палубе экипажа, который следит за окружающей обстановкой. По всех остальных ситуациях – только для профи и только по необходимости.

Блок: 5/5 | Кол-во символов: 854
Источник: https://stormcrew.ru/articles/avtopilot-na-yaxte/

Блок: 6/7 | Кол-во символов: 1
Источник: https://itboat.com/articles/4567-vetrovye-avtorulevye-ekipazh-kotoryy-ne-prosit-kushat

Подведение итогов

Когда выбираете между авторулевыми, исходными данными должны быть тип вашей яхты и условия, в которых вы ходите большую часть времени. Если это долгосрочные переходы, то вы однозначно будете пользоваться механическим приводом, возможно, иногда переходя на автопилот.

Покупка и установка авторулевого, вероятно, окажется самым затратным предприятием на вашей яхте. 

«Я не видел ни одного яхтсмена-одиночку, который давал имя своей закрутке стакселя, но все поголовно дают имя авторулевому. Поверьте, посреди океана, вы будете вести с ним задушевные беседы, как с другом», — говорит Альва Саймон.

Современный рынок авторулевых представлен следующими компаниями: Aries, Beaufort, Capehorn, Fleming, Hydrovane, Monitor, Neptune, Sailomat, Sea Feather, Voyager, Windpilot, Scanmar, Holland, Mister Vee, Norvane, South Atlantic, Vectavane, Windgear.

Блок: 7/7 | Кол-во символов: 866
Источник: https://itboat.com/articles/4567-vetrovye-avtorulevye-ekipazh-kotoryy-ne-prosit-kushat
Кол-во блоков: 12 | Общее кол-во символов: 11503
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:

  1. https://itboat.com/articles/4567-vetrovye-avtorulevye-ekipazh-kotoryy-ne-prosit-kushat: использовано 5 блоков из 7, кол-во символов 7651 (67%)
  2. http://www.barque.ru/shipbuilding/1971/thrusters_to_keep_boat_on_course: использовано 1 блоков из 3, кол-во символов 109 (1%)
  3. https://stormcrew.ru/articles/avtopilot-na-yaxte/: использовано 5 блоков из 5, кол-во символов 3743 (33%)


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий