Главные размерения судна


Главные размерения судна (основные размерения судна или корабля) — совокупность конструктивных, расчётных, наибольших и габаритных линейных размеров судна: длины, ширины, осадки и высоты борта. Главные размерения характеризуют мореходные качества корабля (судна) и определяют возможность его проводки в узкостях (каналах, бухтах, проливах), шлюзах, на мелководье, определяют возможность размещения на стапеле (слипе) или постановки в корабельный док.

Блок: 1/8 | Кол-во символов: 455
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BC%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F

ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ

1. Главные размерения судна

Главные размерения

Совокупность конструктивных, расчетных, наибольших и габаритных линейных размеров судна.

Примечания:

1. Для многокорпусных судов определения главных размерений, кроме габаритных, относятся к каждому корпусу в отдельности.

2. Для судов неводоизмещающего типа: глиссирующих, на воздушной подушке и на подводных крыльях определения главных размерений относятся к случаю плавания в водоизмещающем режиме

2. Конструктивные размерения судна

Конструктивные размерения



Размеры судна, характеризующие конструктивную ватерлинию и ее положения по высоте

3. Расчетные размерения судна

Расчетные размерения



Размеры судна, характеризующие расчетную ватерлинию и ее положение по высоте

4. Наибольшие размерения судна

Наибольшие размерения

Наибольшие размеры корпуса судна, определяемые по его теоретической поверхности

5. Габаритные размерения судна

Габаритные размерения

Габаритные размеры судна с учетом постоянно выступающих частей

Блок: 2/6 | Кол-во символов: 979
Источник: http://docs.cntd.ru/document/464627149

Форма судового корпуса

Каждому типу судна соответствует особая форма корпуса, зависящая от многих факторов: назначения судна, условий его эксплуатации, скорости хода, качества судна и т. п. Корпуса движущихся судов представляют собой удлиненное тело, ограниченное кривыми поверхностями, создающими обтекаемую форму, уменьшающую сопротивление воды и воздуха его движению. Корпуса таких судов имеют заостренные оконечности и плавные переходы боковых поверхностей в днищевые плоскости. Корпуса стояночных судов пли судов, скорость транспортировки которых не имеет большого значения, наоборот, делают для упрощения технологии постройки, прямоугольными или плоскостной формы с резко выраженными гранями.

Чертеж парусного барка Крузештерн//Падуя

Передняя, по направлению движения, оконечность корпуса называется носовой, и по принятым правилам судостроительного черчения на чертежах всегда изображается справа; противоположная оконечность, называемая кормовой, изображается на чертежах слева.

Поверхности, ограничивающие корпус судна сверху, с боков и снизу, соответственно называются верхней палубой, бортами и днищем.

Общее представление о геометрической характеристике формы корпуса судна дает метод сечения корпуса тремя взаимно перпендикулярными плоскостями: вертикальной плоскостью симметрии, проходящей вдоль корпуса посередине его ширины; горизонтальной плоскостью, проходящей вдоль корпуса и делящей его на две несимметричные части: на надводную и подводную, и вертикальной плоскостью, перпендикулярной первым двум и проходящей посередине расчетной длины судна .

Рис. 1. Сечение корпуса судна тремя взаимно перпендикулярными плоскостями. I-диаметральна я плоскость; II-плоскость мидель-шпангоута; III – плоскость конструктивной ватерлинии. 1-верхняя палуба; 2 – борт; 3- днище; 4 – форштевень; 5 – килевая линия 6- ахтерштевень; 7-палубная линия; 8 – бортовая линия; 9 -нос ; 10- корма; h- стрелка погиби.

  • Вертикальная плоскость, проходящая вдоль корпуса судна и делящая его теоретическую поверхность на две симметричные части, называется диаметральной плоскостью (ДП).
  • Основной плоскостью (ОП) называется горизонтальная плоскость, проходящая через нижнюю точку килевой линии корпуса.
  • Основной линией (ОЛ) называется линия пересечения основной и диаметральной плоскостей. Поскольку корпус судна имеет очень сложную форму, то при его изготовлении, а также при монтаже на нем всех деталей насыщения судна (механизмы, аппараты, оборудование и прочее), установочные размеры этих деталей можно определять по высоте и ширине судна только от этих двух плоскостей.
  • Бортовая линия палубы – линия пересечения теоретической поверхности борта и палубы или их продолжений при закругленном соединении палубы с бортом.
  • Килевая линия (КЛ) – линия пересечения днищевой части теоретической поверхности корпуса с диаметральной плоскостью. Килевая линия имеет разнообразные формы в зависимости от назначения и типа судна (рис. 2). Килевая линия большинства современных судов горизонтальна. Наклонная килевая линия встречается у судов с так называемым конструктивным дифферентом, который делается для заглубления винта и руля и для их защиты при малой осадке судна. Килевая линия с уступом – реданом встречается у быстроходных легких судов (катеров). В этом случае на ходу судна носовая часть корпуса выходит из воды, а кормовая часть скользит (глиссирует) на водной поверхности. Килевая линия судов специальных типов (подводные лодки, яхты и т. п.) часто бывает криволинейной, что объясняется специфическими особенностями их эксплуатации.
  • Ватерлинией (ВЛ) называется след от пересечения теоретической поверхности корпуса горизонтальной плоскостью.
  • Конструктивной ватерлинией (КВЛ) называется ватерлиния, соответствующая полученному предварительным расчетом полному водоизмещению судов или нормальному водоизмещению (с половинным запасом топлива).
Блок: 2/3 | Кол-во символов: 3830
Источник: http://ocean-media.su/glavnye-razmereniya-sudna/

Осадка


Осадка — расстояние от горизонтальной плоскости, проходящей через нижнюю точку в середине длины корпуса (без учёта выступающих частей) до поверхности спокойной воды. Различают осадку носом, кормой и среднюю осадку, как среднеарифметическое значение кормовой и носовой осадки.

Блок: 3/8 | Кол-во символов: 285
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BC%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F

Весовые и объемные измерители судна

Каждое судно как физическое тело обладает определенным весом и объемом. Плавая на воде, оно занимает положение, определяемое осадкой, находящейся в прямои связи с его весом и объемом подводной части. Эти зависимости выражаются числовыми характеристиками, которые разделяются по признаку размерности на линейные (уже знакомые нам), на весовые и объемные измерители судна.

Чертеж парусного барка Крузенштерн/Падуя

Весовое водоизмещение является главным весовым измерителем судна и слагается по статьям нагрузки из постоянного вес а (вес корпуса, механизмов, электрооборудования, устройств и т. п. ) и переменного вес а (топливо, запасы, экипаж, перевозимые грузы, пассажиры и пр.). Вес этих грузов точно учитывается при проектировании судна в специальном документе, который носит название весовой нагрузки судна и в соответствии с которым производятся все расчеты, связанные с определением качеств судна.

В зависимости от количества принимаемого переменного груза весовое водоизмещение может широко изменяться, вследствие чего возникает необходимость в установлении видов водоизмещения судна при различных состояниях его нагрузки. Для гражданских судов установлены следующие главные виды водоизмещения:

  • водоизмещение порожнем , равное постоянному весу судна, с водой в котлах, механизмах и трубопроводах, с инвентарем, постоянными запасными частями и снабжением, но без груза, пассажиров, команды и без топлива;
  • водоизмещение в полном грузу , равное водоизмещению порожнем плюс перевозимый груз, команда, топливо и все запасы при наибольшей допустимой осадке. Для военных надводных кораблей установлены следующие виды водоизмещения:
  • водоизмещение порожнем, равное весу готового к действию корабля, но без личного состава, боезапасов, снабжения, продовольствия и без запасов топлива, смазочных материалов и пресной воды;
  • стандартное водоизмещение, равное весу готового к действию корабля с личным составом и со всеми запасами, необходимыми в военное время, но без запасов топлива, смазочных материалов и котельной воды;
  •  нормальное водоизмещение , равное стандартному плюс 50% запасов топлива, смазочных материалов и котельной воды;
  • полное водоизмещение , равное стандартному плюс полные запасы топлива, смазочных материалов и котельной воды, обеспечивающих заданную дальность плавания на любых режимах хода;
  • наибольшее водоизмещение , равное стандартному плюс добавочные запасы, которые корабль в состоянии принять до полного заполнения всех хранилищ: боевых средств (в том числе и мины на верхней палубе), топлива, смазочных масел и котельной воды.

Объемное водоизмещение судна является основной характеристикой надводного судна и определяется объемом подводной части его корпуса. Оно прямо связано с весовым водоизмещением судна, так как по закону Архимеда всякое плавающее тело вытесняет объем воды, вес которой равен весу самого тела.

Объемное водоизмещение зависит от удельного веса воды (плотности воды). В пресной воде, удельный вес которой равен единице, весовое водоизмещение, выраженное в метрических тоннах, численно равно объемному водоизмещению в кубических метрах.

Блок: 3/3 | Кол-во символов: 3112
Источник: http://ocean-media.su/glavnye-razmereniya-sudna/

АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ТЕРМИНОВ

Ватерлиния судна

14

Ватерлиния судна конструктивная

15

Ватерлиния судна расчетная

16

ВЛ

14

ВЛ расчетная

16

Высота борта

30

Высота борта судна

30

Длина габаритная

24

Длина между перпендикулярами

22

Длина наибольшая

23

Длина по КВЛ

20

Длина по расчетной ВЛ

21

Длина судна габаритная

24

Длина судна между перпендикулярами

22

Длина судна наибольшая

23

Длина судна по конструктивной ватерлинии

20

Длина судна по расчетной ватерлинии

21

ДП

9

КВЛ

15

КП

19

Линии для установления главных размерений судна

8

Линия верхней палубы судна бортовая

17

Линия ВП бортовая

17

Линия судна основная

13

Мидель-шпангоут

12

Мидель-шпангоут судна

12

НП

18

ОЛ

13

ОП

11

Осадка по КВЛ

31

Осадка по расчетную ВЛ

32

Осадка судна по конструктивную ватерлинию

31

Осадка судна по расчетную ватерлинию

32

Перпендикуляр судна кормовой

19

Перпендикуляр судна носовой

18

Плоскости для установления главных размерений судна

7

Плоскость мидель-шпангоута

10

Плоскость мидель-шпангоута судна

10

Плоскость судна диаметральная

9

Плоскость судна основная

11

Поверхность корпуса судна теоретическая

6

Поверхность корпуса теоретическая

6

Размерения габаритные

5

Размерения главные

1

Размерения конструктивные

2

Размерения наибольшие

4

Размерения расчетные

3

Размерения судна габаритные

5

Размерения судна главные

1

Размерения судна конструктивные

2

Размерения судна наибольшие

4

Размерения судна расчетные

3

Ширина габаритная

29

Ширина наибольшая

28

Ширина на мидель-шпангоуте

27

Ширина по КВЛ

25

Ширина по расчетной ВЛ

26

Ширина судна габаритная

29

Ширина судна наибольшая

28

Ширина судна на мидель-шпангоуте

27

Ширина судна по конструктивной ватерлинии

25

Ширина судна по расчетной ватерлинии

26

Блок: 5/6 | Кол-во символов: 1767
Источник: http://docs.cntd.ru/document/464627149

Длина


Длина судна — расстояние между его носовыми и кормовыми конструктивными элементами. Различают длину судна: по конструктивной ватерлинии, между перпендикулярами, наибольшую и габаритную. Для подводных лодок дополнительно различают: длину непроницаемого корпуса и длину прочного корпуса.

Длина корабля по конструктивной (расчётной) ватерлинии — расстояние между точками пересечения носовой и кормовой частей конструктивной ватерлинии с диаметральной плоскостью. Длина между перпендикулярами — расстояние между носовым и кормовым перпендикулярами корабля. Наибольшая длина корабля — расстояние между крайними точками теоретической поверхности корпуса корабля в носовой и кормовой оконечностях. Габаритная длина судна — расстояние между крайними точками носовой и кормовой оконечностей корпуса с учётом выступающих частей. Длина непроницаемого корпуса подводной лодки — расстояние между концевыми поперечными переборками (чаще всего концевых цистерн главного балласта). Длина прочного корпуса — расстояние между крайними точками концевых переборок прочного корпуса.

Длина гражданского судна — расстояние, измеряемое на уровне летней грузовой ватерлинии от передней кромки форштевня до оси баллера руля или 96 % длины судна, измеряемой на уровне этой ватерлинии от передней кромки форштевня до крайней кромки кормовой оконечности судна.

Блок: 4/8 | Кол-во символов: 1339
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BC%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F

ГЛАВНЫЕ РАЗМЕРЕНИЯ СУДНА

20. Длина судна по конструктивной ватерлинии

Длина по КВЛ

ГОСТ 1062-80 Размерения надводных кораблей и судов главные. Термины, определения и буквенные обозначения

Расстояние между точками пересечения носовой и кормовой частей конструктивной ватерлинии с диаметральной плоскостью судна (черт.1, 3 и 5 справочного приложения)

21. Длина судна по расчетной ватерлинии

Длина по расчетной ВЛ

ГОСТ 1062-80 Размерения надводных кораблей и судов главные. Термины, определения и буквенные обозначения

Расстояние между точками пересечения носовой и кормовой частей расчетной ватерлинии с диаметральной плоскостью судна.

Примечание. Для одновальных водометных судов и одновинтовых судов с тоннельной кормой кормовая точка конструктивной или расчетной ватерлинии принимается в диаметральной плоскости на линии пересечения плоскости выходного отверстия водометной трубы или тоннеля с плоскостью конструктивной или расчетной ватерлинии

22. Длина судна между перпендикулярами

Длина между перпендикулярами

ГОСТ 1062-80 Размерения надводных кораблей и судов главные. Термины, определения и буквенные обозначения

Расстояние между носовым и кормовым перпендикулярами судна (черт.1 и 3 справочного приложения).

Примечание. Для кораблей, у которых кормовой перпендикуляр проходит через точку пересечения конструктивной ватерлинии с диаметральной плоскостью, термин «Длина судна между перпендикулярами» не применяется

23. Наибольшая длина судна

Наибольшая длина

ГОСТ 1062-80 Размерения надводных кораблей и судов главные. Термины, определения и буквенные обозначения

Расстояние, измеренное в горизонтальной плоскости между крайними точками теоретической поверхности корпуса судна в носовой и кормовой оконечностях (черт.1 и 3 справочного приложения)

24. Габаритная длина судна

Габаритная длина

ГОСТ 1062-80 Размерения надводных кораблей и судов главные. Термины, определения и буквенные обозначения

Расстояние, измеренное в горизонтальной плоскости между крайними точками носовой и кормовой оконечностей корпуса судна с учетом постоянно выступающих частей (см. черт.2 справочного приложения)

25. Ширина судна по конструктивной ватерлинии

Ширина по КВЛ

ГОСТ 1062-80 Размерения надводных кораблей и судов главные. Термины, определения и буквенные обозначения

Наибольшая ширина конструктивной ватерлинии судна (черт.4 справочного приложения)

26. Ширина судна по расчетной ватерлинии

Ширина по расчетной ВЛ

ГОСТ 1062-80 Размерения надводных кораблей и судов главные. Термины, определения и буквенные обозначения

Наибольшая ширина расчетной ватерлинии судна

27. Ширина судна на мидель-шпангоуте

Ширина на мидель-шпангоуте

Ширина конструктивной ватерлинии на мидель-шпангоуте

28. Наибольшая ширина судна

Наибольшая ширина

ГОСТ 1062-80 Размерения надводных кораблей и судов главные. Термины, определения и буквенные обозначения

Наибольшее расстояние, измеренное перпендикулярно диаметральной плоскости между крайними точками теоретической поверхности корпуса судна (черт.4 справочного приложения)

29. Габаритная ширина судна

Габаритная ширина

ГОСТ 1062-80 Размерения надводных кораблей и судов главные. Термины, определения и буквенные обозначения

Наибольшее расстояние, измеренное перпендикулярно диаметральной плоскости между крайними точками корпуса судна с учетом постоянно выступающих частей

30. Высота борта судна

Высота борта

ГОСТ 1062-80 Размерения надводных кораблей и судов главные. Термины, определения и буквенные обозначения

Вертикальное расстояние, измеренное в плоскости мидель-шпангоута от основной плоскости до бортовой линии верхней палубы судна (черт.1, 3 и 4 справочного приложения)

31. Осадка судна по конструктивную ватерлинию

Осадка по КВЛ

ГОСТ 1062-80 Размерения надводных кораблей и судов главные. Термины, определения и буквенные обозначения

Вертикальное расстояние, измеренное в плоскости мидель-шпангоута от основной плоскости до плоскости конструктивной ватерлинии судна (черт.1, 3 и 4 справочного приложения)

32. Осадка судна по расчетную ватерлинию

Осадка по расчетную ВЛ

ГОСТ 1062-80 Размерения надводных кораблей и судов главные. Термины, определения и буквенные обозначения

Вертикальное расстояние, измеренное в плоскости мидель-шпангоута от основной плоскости до плоскости расчетной ватерлинии судна

________________

* Не допускается использовать термины и индексы буквенных обозначений, принятые в стандарте, для размерений судов, не относящихся к главным.



Если в документе или его разделе используется только один вид размерений, включая и главные, то соответствующие буквенные обозначения, принятые в стандарте, могут применяться без индексов.



Блок: 4/6 | Кол-во символов: 3314
Источник: http://docs.cntd.ru/document/464627149

Литература


  • Главные размерения корабля // Военно-морской словарь / Чернавин В. Н. — М.: Воениздат, 1990. — С. 107—108. — 511 с. — ISBN 5-203-00174-X.
  • Лобач-Жученко М. Б. Основные элементы кораблей и судов. — М.: издательство ДОСААФ, 1955. — 80 с. — 10 000 экз.
Блок: 7/8 | Кол-во символов: 259
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BC%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F
Кол-во блоков: 12 | Общее кол-во символов: 15340
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:

  1. http://docs.cntd.ru/document/464627149: использовано 3 блоков из 6, кол-во символов 6060 (40%)
  2. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BC%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F: использовано 4 блоков из 8, кол-во символов 2338 (15%)
  3. http://ocean-media.su/glavnye-razmereniya-sudna/: использовано 2 блоков из 3, кол-во символов 6942 (45%)




Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий