Как бы фантастично это ни звучало, но самостоятельная постройка небольшой лодки, может быть выполнена каждым из нас. Отбросим все сомнения на этот счет и, вооружившись инструментами и некоторыми рекомендациями, соберем плавучее средство!
Фото фанерной конструкции лодки
Источник: https://fanera-info.ru/podyelki/161-lodki-iz-fanery
Содержание
- 1 Общие сведения
- 2 Преимущества использования фанеры для изготовления лодки
- 3 Определяемся с параметрами
- 4 Сборка
- 5 Как делаются самодельные лодки из фанеры?
- 6 Основные размеры лодки
- 7 Оригинальные лодки из фанеры, изготовленные своими руками
- 8 Вывод
- 9 Из чего состоит лодка
- 10 Изготовление лодки
- 11 Лодки из фанеры под мотор
- 12 Тестирование лодки
- 13 Блиц-советы
- 14 Перенос рисунка на деревянную заготовку
- 15 Технологические этапы изготовления
- 16 Корпус лодки
- 17 Процесс изготовления
- 18 Собираем внутренний контур футоксов
- 19 Материал для форштевня
- 20 Конструкция киля
- 21 Обшивка лодки фанерой
- 22 Работа с клеем
- 23 Покраска
Общие сведения
Чтобы построить фанерную лодку понадобится лишь простой набор инструментов, который имеется у каждого домашнего мастера, а также подходящий материал, терпение и желание получить качественный результат.
Следует отметить, что помимо простоты изготовления, фанерное плавательное средство обладает и многими другими достоинствами, такими как:
- , что очень важно, ведь прежде чем спустить лодку на воду, приходится пройти некоторое расстояние. В облегченном варианте данное изделие весит 10-15 кг, благодаря чему его без труда могут нести два взрослых человека. Правда, если лодка изготовлена по каркасной технологии, вес возрастает, однако, все равно он не критичен для переноса на небольшие расстояния;
- , чего вполне достаточно для небольшой семьи;
- ;
- , так как цена всех материалов вполне доступная.
Поэтому, если у вас имеется свободное время и желание построить лодку, нет поводов отказываться от этой идеи.
На фото – фанера ФСФ
Источник: https://rubankom.com/materialy/proizvodnye/fanera/1862-postrojka-lodki-iz-fanery-svoimi-rukami
Это интересно: Лодка Чижик: самодельная двух-трехместная гребная лодка для туризма, рыбной ловли, охоты
Преимущества использования фанеры для изготовления лодки
Фанера является легким, доступным и универсальным материалом, который может использоваться для различных строительных и ремонтных работ. К преимуществам использования фанерных листов для изготовления лодки следует отнести:
- Прочность и легкость. Готовая конструкция из фанеры получается невероятно легкой, чем цельная древесина. При этом прочность клееного шпона практически не уступает дереву.
- Устойчивость готовой конструкции. Фанерные листы имеют четкие геометрические пропорции, что не только делает разметку и монтаж простым, но и гарантирует отличный показатель устойчивости лодки.
- Доступность. Фанера является доступным материалом, поэтому и лодка на ее основе обойдется недорого. К тому же дополнительно может потребоваться только специальный клей, отделочные материалы и простые инструменты.
- Аккуратный внешний вид. Фанерная лодка получается очень аккуратной, и ничем не уступает покупным конструкциям.
- Простота изготовления. Самостоятельно изготовить лодку из фанеры сможет каждый человек, обладающий хотя бы минимальными столярными навыками. При этом строительство займет от одного до нескольких дней в зависимости от сложности конструкции и интенсивности работы.
Чтобы конструкция из фанеры получилась прочной, устойчивой и долговечной, особое внимание следует уделить предварительным расчетам. Если есть хотя бы малейшие сомнения в своих силах, лучше использовать готовый чертеж.
Подробное описание изготовления лодки из фанеры можно найти в видео:
Источник: https://viascio.ru/raznoe/izgotovlenie-lodki-iz-fanery-svoimi-rukami
Определяемся с параметрами
Специалисты представили наиболее комфортные параметры для плавсредства, выполненного на основе фанеры, толщина которой находится в пределах 5 мм:
- Длина корпусной части (от носа до транца) – 4,5 (м);
- Показатель ширины в наиболее широкой части корпуса (замеры снимаются поверху) – 1,05 (м);
- Показатель глубины лодки – 0, 4 (м).
Самым важным этапом строительства считается построение чертежа. Можно взять готовый чертёж, представленный на сайтах в сети интернет или сделать его своими руками.
Очень важно предельно внимательно изучить предложенный чертёж, если схема будет взята из интернета. Построение масштабного чертежа рекомендуется производить на миллиметровой бумаге. Это позволит с точностью просчитывать элементы корпуса.
Этапы создания эскиза общего плана
- Первым делом следует провести осевую (можно диаметральную) плоскость – линию, разделяющую корпусную часть по длине на пару равных частей. Учитывая симметричность изображения лодки следует максимально точно подгонять все элементы.
- Плоскость диаметрального типа разделена на пропорциональные отрезки. В данных участках станут располагаться шпангоуты.
- Чертим вертикальную проекцию плавательного средства.
- Переходим к построению вида сверху.
- Чертим планы шпангоутов по поперечным линиям.
- Убеждаемся в согласованности расположений и масштабов всех частей.
- Составив эскиз шпангоутов, переходим к построению его чертежа, используя масштаб 1 к 1. Желательно строить чертежи на картонном основании, что позволит с лёгкостью перенести его на фанеру.
- Чтобы обеспечить необходимую плавность, следует производить соединение точек линейкой из металла (от киля к бортовой области).
- Сложив чертёж по диаметральной плоскости, проверяем симметричность. Очень важно, чтобы стороны с точностью повторяли свои контуры.
Пример чертежа лодки из фанеры
Перенос изображения с шаблона на фанеру
Проверив симметричность всех элементов, переносим изображение сначала на картонную основу. После этого переходим к перенесению шаблонов на фанеру, с точностью соблюдая при этом все контуры. Ни в коем случае не стоит делать добавки на припуски! Перенося шаблон, порядок расположения волокон соблюдается в абсолютной точности.
Фото транца, деталей днища и бортов
Источник: https://lakeking.ru/lodka/obustrojstvo/lodka-iz-fanery.html
Сборка
Далее нам необходимо обработать рубанком все симметричные элементы нашей конструкции. Для этого можно использовать электрорубанок, и спокойно все сделать. После обработки принимаемся за сверление отверстий, которые помогут нам сшить корпус. Обрабатываем торцы
Отверстия сверлим так, чтобы фанерная лодка была еще и внешне привлекательной, но главное, выдерживаем равный шаг в 100 мм между ними, и ведем просверливание на расстоянии от края заготовки.
Сшивка днища может быть произведена капроновой нитью, и для этого есть свои причины:
- Капроновая нить всегда обладает высокой прочностью.
- Капрон отлично себя чувствует в воде, не подвержен ни гниению, ни коррозии.
- После того, как нить пропитается эпоксидной смолой, она будет работать по принципу армирующего элемента.
Теперь, когда элементы днища сшиты, пора их проклеить, и для этого нужен импровизированный . Склеивая детали фанерной лодки между собой, не забываем, что нам нужно вывести , и можно это очень просто сделать, используя . Смола постепенно схватывается и принимает нужную форму, пока мы строим лодку из фанеры.
Пример сшивки
Изготовление деталей
Нарезаем полосы стекловолокна и подготавливаем их для проклейки швов. Пока не приступаем к проклейке, нам нужен транец. Это будет нижней частью кормы, на которую мы сможем вешать мотор. У нас будет и моторная и гребная лодка из фанеры — как захотим на ней ходить, так и пойдем, но транец все же выпилим.
Для изготовления транца нам потребуется лист плотной и толстой фанеры, выберем 10 мм, разметим все и также электролобзиком все выпиливаем.
Далее приступаем к проклейке швов. Для этого стеклоткань пропитываем эпоксидной смолой, а поверхность под поклейку грунтуем.
Следующим этапом идет сборка бортов, которые сшиваются так же капроновой нитью, здесь нам потребуется помощь, чтобы все точно присоединить, прижать и сшить, фанерный лист будет изогнут и для этого потребуется некоторое усилие. Сборка борта
При готовых элементах борта и днища вшиваем транец, его клеим на эпоксидную смолу. Далее проклеиваем своими руками все швы стеклотканью. Уделяем этому процессу большое внимание, швы у нас должны получиться аккуратными и полностью проклеенными, иначе лодка будет давать течь.
Шпангоуты
Следующим шагом будет изготовление сплошных шпангоутов — это своеобразные ребра жесткости, которые мы выпиливаем из фанерного листа минимум в . На готовые и вставленные шпангоуты устанавливаем банки.
Шпангоутов у нас получилось 4 штуки, как раз с шагом в можно их крепить, это придаст и конструкции прочность и нам удобно будет здесь расположиться.
Далее важная часть – привальный брус, который мы вначале изготавливаем из двух брусьев. Он должен будет обеспечить дополнительную жёсткость бортам конструкции. У нас он находится по линии борта, а значит, банки и шпангоуты к нему отношения иметь не будут. Устанавливаем шпангоуты
Совет! Это в нашем проекте так, но можно пустить привальный брус и по внутреннему периметру конструкции и положить на него банки, заодно соединив с ним шпангоуты. Это еще больше придаст прочности всему средству.
Если когда-то проходил ремонт, в котором использовались струбцины, хорошо, будет легче работать, если нет — не проблема, используем их по контрольным точкам, чтобы прижать привальный брус, заодно можно и биндерами «обложить» брус в пространстве между струбцинами.
Кстати, мы можем и картоп изготовить, благо есть проекты и расчёты и по этому типу мотолодки, к тому же мы предусмотрели место и для мотора.
Следующим шагом вшиваем передний шпангоут. Здесь сделаем небольшое отступление. Дело в том, что до сих пор мы установили шпангоуту цельные, а этот у нас будет из остатков фанеры, и мы его сделаем похожим на очертание ребра жёсткости с большим отверстием посредине.
Так как он будет накрыт палубой, то у нас получится закрытое пространство, которое мы можем использовать для хранения различных вещей. Палуба изготавливается так же из остатков фанеры и мы задумаем ее сделать на 50-80 см в длину, в общем, здесь нет обязательного условия, главное, чтобы было удобно. Импровизированная палуба
Если бы у нас была лодка из одного листа фанеры, она бы потребовала работы не меньше, но и масштаб совсем другой.
Это сказано к тому, что мы практически использовали все материалы уже, а теперь определим, что было нужно именно от фанеры:
- Три листа толщиной в 4 мм, естественно речь о влагостойкой фанере.
- Один лист толщиной в 10 мм, его можно покупать в наименьшем размере, он пойдет на изготовление транца.
- Один лист фанеры толщиной в 6 мм. Его нужно будет рассчитать по количеству шпангоутов и банок.
- И сюда же добавим минимальный по размеру лист толщиной в 24-25 мм, он нам потребуется для усиления некоторых частей коснтсрукции.
В принципе, при наличии заранее подготовленного проекта и всех расчетов, закупка материала может вестись поэтапно, от шага к шагу в процессе изготовления лодки, все равно иначе мы никак не можем вести работу.
Внутренняя работа
Помимо шпангоутов и банок, нужно будет внутри по периметру вклеить внутренние части привального бруса, все это придает жесткости и прочности. Вместе с этим проводим работы по усилению транца. Для этого можно еще и шурупы использовать, которыми мы стягиваем приклееные к транцу куски фанеры. Привальный брус
Еще раз проверяем крепление банок, и если оно нас устраивает, оставляем все без изменений. Кстати, привальный брус мы можем укрепить практически по ватерлинии, лодка у нас подойдет для мелководья и для глубоководных рек и озер, так что ватерлиния будет располагаться на удобной высоте.
Отделка
Здесь нам снова потребуется помощь, конструкцию придется перевернуть, чтобы заняться работой с внешней стороной днища.
Устанавливаем лодку днищем вверх и начинаем работу по оклейке всех швов. Для этого снова используем стекловолокно и эпоксидную смолу. Вообще, здесь можно стеклоткань сложить в два слоя.
Пока все высыхает, мы удаляем шурупы из транца, там уже все стянулось и полностью склеилось. Ставим дрель на реверс и выкручиваем шурупы, а отверстия забиваем либо мебельными мини чопиками, либо заделываем шпаклевкой по дереву.
Обрабатываем швы, снимая лишнюю смолу, и приступаем к установке днищевых и бортовых реданов. Это должны быть планки, толщиной в 20 мм и шириной в 40 мм. Причем по бору мы их пускаем по ширине, а на дно устанавливаем на ребро ближе к носу, естественно, срезая их под углом. Реданы крепим на эпоксидную смолу, а изнутри вкручиваем в них шурупы по дереву.
Заключение
Итак, на этом тема, как построить лодку из фанеры практически заканчивается, ведь нам остается только полностью обработать лодку снаружи эпоксидной смолой и покрасить в цвет, который мы, собственно говоря, и выберем. А после того, как все высохнет, можно начинать испытания! Отделка
Можно еще сказать, что после постройки такого плавсредства, стоит попробовать замахнуться на еще более интересную конструкцию, а это уже складная лодка из фанеры, которая строится точно по такому же принципу. Исключением здесь является то, что ее можно разобрать на две или три части, а соединяется она по шпангоутам.
Источник: https://fanera-info.ru/podyelki/161-lodki-iz-fanery
Как делаются самодельные лодки из фанеры?
Небольшое, устойчивое, способное поднимать на борт 2-3 человека и одновременно легкое судно, имеющее возможности хождения, как с помощью весел, так и мотора или паруса, вполне возможно, создать и без специальной подготовки, ибо лодки такого класса создать по плечу и новичкам. И именно для таких самоделок, применяющих самые простые инструменты и ограниченных в средствах, самым доступным материалом является фанера.
Прочный и одновременно легко поддающийся обработке как с помощью электрических, так и ручных инструментов фанера очень широко применяется не только в строительстве маломерных судов, но и вполне солидных морских яхт.
При этом для маломерного судна фанера как нельзя лучше может реализовать возможность установки лодочного мотора, способного развивать вполне приличные скорости.
Инструменты и материалы
Как ни странно, для самостоятельной постройки лодки самым необходимым условием является правильно подобранное помещение, в котором свободно можно расположить лодку, при этом обязательным условием является наличие вентиляции и при работе в холодную пору года отопления, способного поддерживать комфортную температур для работы и не допускать перепадов температуры воздуха.
При изготовлении чертежей понадобятся:
- чертежные принадлежности:
- карандаши;
- резинки;
- лекала;
- длинные металлические линейки и большие треугольники;
- рейсшина;
- картон и чертежная бумага;
- клей для бумаги;
- калькулятор;
В процессе постройки будут нужны:
- электрический лобзик;
- молоток;
- топор;
- струбцины (и скорее всего, очень много – как минимум 10 штук);
- кисти, шпатель металлический, шпатели резиновые;
- шуруповерт;
- рубанки ручные или электрорубанок;
- отвертки;
- стамески;
- степлер;
- пилы ручные и электрическая циркулярная пила;
В качестве материалов для изготовления рекомендуется:
- фанера стандартных размеров 1,5м *1,5м;
- доски – сосновые, дубовые:
- ткань для оклейки корпуса;
- шпаклевка для заделывания трещин и стыков листов;
- специальный водонепроницаемый клей;
- олифа натуральная или водоотталкивающая пропитка для дерева;
- краска масляная (в случае если владелец приверженец традиционного способа окраски корпуса) или специальная эмаль для корпусов суден;
- гвозди, шурупы, саморезы;
- металлическая полоса, металл для уключин и креплений;
Параметры будущей лодки
Оптимальными параметрами для лодки из фанеры толщиной 4-5 мм является:
- общая длинна корпуса от носа до транца 4.5 метра;
- ширина поверху в самом широком месте корпуса – 1,05 метра;
- глубина лодки – 0.4 метра.
Из чего состоит лодка
Главным элементом каркаса лодки является киль – основание, на которое крепятся все остальные части корпуса.
Нос лодки, образуемый форштевнем, крепится с одной стороны, а в корме – ахтерштевень. Это элементы, отвечающие за продольную жесткость конструкции. Они могут быть как из цельного дерева, так и составными – склеенными отдельными частями, и закрепленные гвоздями или шурупами.
Изгибы корпуса и поперечные формы образуются благодаря шпангоутам – поперечным элементам корпуса, придающим ему дополнительную жесткость. Доски поверху форштевня и ахтерштевня, соединенная со шпангоутами по обеим сторонам образуют борта.
Полученный таким образом каркас обшивается поверху фанерой.
Внутри лодки делается настил – слань, он, выполняет роль нижней палубы для того, чтобы не становиться на днище лодки.
Лодки из фанеры под мотор
Лодки для использования мотора, принципиально не отличаются от тех, которые предназначены под весла или парус. Основное отличие здесь заключается в том, что для крепления двигателя видоизменена корма – у них установлена транцевая доска или транец из многослойной фанеры, способной выдержать крепление двигателя.
Отдельные более современные лодки могут иметь и другие элементы маломерных судов такого класса – кокпит, палубные стрингеры, боковые стрингеры. Для обеспечения плавучести в таких лодках предусматриваются герметичные ниши для заполнения пеной способные держать лодку на поверхности в случае опрокидывания.
Источник: http://bolshoyulov.ru/samodelnye-lodki-iz-fanery-ot-chertezhej-do-spuska-na-vodu/
Основные размеры лодки
Если использовать фанеру, толщиной 5 мм, то оптимальными окажутся такие ее размеры:
- Общая длина плавсредства – 4,5 метра.
- Ширина плавсредства (в самом широком месте) – 1,05 м.
- Глубина лодки – 0,4 метра.
Источник: https://FishingDay.org/samodelnye-lodki-iz-fanery/
Оригинальные лодки из фанеры, изготовленные своими руками
Источник: https://viascio.ru/raznoe/izgotovlenie-lodki-iz-fanery-svoimi-rukami
Вывод
Судя по изложенному выше материалу, постройка лодки может пройти достаточно успешно, что не странно, если есть точные чертежи и выдержаны основные требования к проектированию. Поэтому еще раз уточним, что строить необходимо по готовому проекту.
И конечно, нельзя не отметить несказанно низкую стоимость конструкции, ведь цена включает проект и материалы, а все остальное, это наша работа! И вести мы ее можем без спешки, уделяя максимум внимания деталям и элементам.
Источник: https://fanera-info.ru/podyelki/161-lodki-iz-fanery
Из чего состоит лодка
Лодка состоит из узлового элемента – киля, который служит базой и к которому крепятся прочие элементы лодки. Нос лодки называется форштевнем и с обратной стороны находится ахтерштевень. С помощью этих компонентов лодке придается продольная жесткость. Подобные детали конструкции могут быть выполнены как из цельного отрезка дерева или отдельных составляющих, соединенных способом склеивания, а так же сбитых гвоздями или скрученных шурупами.
Форма корпуса определяется наличием поперечных силовых элементов, которые называются шпангоутами. Доски, соединенные со шпангоутами, форштевнем и ахтерштевнем, формируют борта лодки.
Если этот остов обшить фанерой, то получится лодка. Внутри лодки настилается настил – слань, который является нижней палубой, чтобы защитить дно лодки.
Источник: https://FishingDay.org/samodelnye-lodki-iz-fanery/
Изготовление лодки
Чертежи
Прежде чем начать работу, необходимо подготовить чертежи как построить лодку своими руками из фанеры. Надо сказать, что в интернете существует большое количество всевозможных проектов. Некоторые из них имеются и на нашем портале.
Однако, прежде чем подобрать оптимальный проект, следует определиться с основными требованиями к плавательному средству, таким как:
- размеры и вместительность лодки;
- внешний вид изделия;
- сложность конструкции – подбирается в зависимости от уровня вашего мастерства. Если подобной работой вы занимаетесь впервые, лучше взять проект попроще.
Определившись с этими требованиями, можно рассмотреть существующие проекты лодок для самостоятельной постройки из фанеры, и выбрать из них наиболее подходящий. При необходимости, их можно незначительно подкорректировать согласно индивидуальным пожеланиям.
Проект лодки из одного листа
Выпиливание деталей
Итак, с выбором проекта мы разобрались, теперь строим лодку из фанеры своими руками. В качестве примера рассмотрим, как делается наиболее простая плоскодонка из одного листа деревянной фанеры.
Начинать работу следует с выполнения разметки и выпиливания деталей.
Данный процесс осуществляется следующим образом:
- прежде всего нужно разметить линию скулы и транца (на схеме А, Б, В);
- далее по намеченной линии отрезается часть листа лобзиком;
- затем полученную заготовку следует приложить к противоположной стороне и обвести карандашом. Таким образом, она послужит шаблоном и обеспечит симметричность лодки. Для удобства, заготовку можно прикрепить к основному листу струбцинами;
- далее по намеченной линии отрезается вторая часть листа;
Днище лодки
- после этого нужно наметить линию, которая будет отделять транец от днища, и отрезать по ней транец;
- в завершение работы места спилов нужно обработать наждачной бумагой.
Совет!
Лодку можно сделать и более габаритной.
В этом случае, прежде чем раскроить материал, листы фанеры надо склеить «на ус», обработав места стыка рубанком.
Теперь, когда основные детали выполнены, можно приступить к сборке лодки.
Заготовку для борта прикладываем к днищу и выполняем разметку
Сборка
Инструкция по сборке лодки выглядит следующим образом:
- по краю кормы и транца следует высверлить отверстия диаметром 1,5 мм с шагом 150 мм;
- далее транец надо прикрутить к днищу медной проволокой;
- затем днище нужно уложить на три табуретки. Чтобы обеспечить необходимый его прогиб, на крайние табуретки следует подложить дощечки или книги;
- далее из двух отрезков, оставшихся после выпиливания днища, следует сделать борта с учетом наклона транца. Для этого заготовку надо приложить к скуле днища. Чтобы проще было выполнить разметку, в верхней части транца можно выполнить отверстие и прикрутить к нему борт. Для этой операции понадобится помощник, который будет придерживать борт возле носовой части;
- по намеченной линии надо вырезать деревянную деталь, после чего ее следует использовать как шаблон для второго борта;
Пример связки деталей проволокой
- далее по краям борта и скулы днища надо просверлить отверстия диаметром 1,5 мм с шагом 150 мм;
- теперь нужно прикрутить детали проволокой учитывая следующие нюансы – борта должны устанавливаться на днище и приматываются проволокой скрутками наружу. Транец при этом должен оказаться между бортов;
- затем проволоку нужно осадить и обстучать молотком;
Временные распорки в местах расположения шпангоутов
- далее надо вставить шпангоут (перегородку), который предварительно можно прикрепить к бортам саморезами, а также банку (сиденье). Конструкция последней представляет собой шпангоут, поверх которого крепится доска;
- затем нужно выполнить планки и приклеить их по бортам;
- на расстоянии 300 мм от сиденья в планках выполняются отверстия под уключины. В этом месте их можно укрепить дополнительными брусками;
Проклеенный внутренний шов
- затем стыки деталей нужно проклеить тремя слоями стекловолокна и эпоксидным клеем. Ширина нижней полоски должна составлять 25 мм, средней – 40 мм, а верхней – 50 мм. Перед оклейкой, скрепки нужно снаружи откусить;
- после этого надо окончательно вклеить перегородку и банку;
- в отверстия от временных шурупов и прочих креплений нужно вклеить «эпоксидкой» деревянные нагеля;
- затем точно также выполняется склейка наружных швов;
Пример крепления киля к днищу лодки
- чтобы придать дну большую прочность, а также защитить его от повреждений во время швартования к берегу, с наружной стороны следует прикрепить киль, а также наружные стрингеры. В качестве последних лучше всего использовать рейки из лиственницы. Прикрепить рейки можно при помощи саморезов и эпоксидного клея.
На этом основная часть работы завершена, теперь осталось лишь выполнить отделку изделия.
Отделка
Дальнейшая обработка лодки выполняется в такой последовательности:
- в первую очередь все неровности эпоксидного клея следует зашкурить наждачной бумагой;
- имеющиеся изъяны необходимо зашпатлевать влагостойкой шпаклевкой;
- затем изделие вскрывается лаком или окрашивается. Красить лодку лучше пентафталевой краской, предназначенной для наружных работ.
Пентафталевая краска в процессе нанесения
Совет!
Чтобы придать плавательному средству более привлекательный внешний вид, можно комбинировать краску и лак.
На этом процесс изготовления лодки завершен. Теперь нужно лишь приобрести весла или сделать их самостоятельно.
Получив подобный опыт, можно подыскать более сложные чертежи лодок из фанеры для самостоятельной постройки, к примеру, с мотором, и сделать плавательное средство для дальних путешествий по реке.
Источник: https://rubankom.com/materialy/proizvodnye/fanera/1862-postrojka-lodki-iz-fanery-svoimi-rukami
Лодки из фанеры под мотор
Лодки под мотор особо не отличаются своими конструкционными соображениями, по сравнению с лодками, предназначенными для движения под веслами или под парусом. Отличие заключается лишь в организации места для крепления двигателя. Как правило, на корме крепится транцевая доска, где и устанавливается лодочный мотор.
Отдельные конструкции маломерных судов оснащают и другими элементами, такими как кокпит, палубные стрингеры, боковые стрингеры и др. Для улучшения устойчивости и непотопляемости, в плавсредствах предусматриваются специальные промежутки, которые заполняются монтажной пеной. Подобный подход позволяет исключить возможность затопления лодки, если она опрокинется.
Источник: https://FishingDay.org/samodelnye-lodki-iz-fanery/
Тестирование лодки
После самостоятельного изготовления лодки следует выйти на ней на водоём и обязательно провести тестирование. Проверяя скоростные характеристики, необходимо создавать условия по максимуму приближённые к реальности. Кроме того, проводится тестирование с разным уровнем нагрузки.
В данном случае можно использовать самостоятельный выход и с двумя людьми на борту. Однако желательно, чтобы общий вес не превысил 150 кг. Измерить скорость можно GPS навигатором.
Важно учитывать, что моторы с небольшой мощностью (5 л.с.) сложно переносят увеличение нагрузки. Данная ситуация усугубится, если лодка будет слишком короткой.
Поэтому для подобных моторов рекомендуемая нагрузка не превышает показатель 90-100 кг, иначе будет невозможно перейти на режим глиссирования. Достаточная длина лодки и хороший мотор позволят с лёгкостью выходить на глиссирование даже при полной загруженности (150-160 кг).
Источник: https://lakeking.ru/lodka/obustrojstvo/lodka-iz-fanery.html
Блиц-советы
- При изготовлении плавательного средства необходимо все неровности, появляющиеся после нанесения эпоксидного клея, зашкуривать наждачной бумагой.
- Любой изъян можно зашпатлевать шпаклёвкой влагостойкого типа.
- Особых сложностей при строительстве лодки не должно возникнуть, однако крайне важно соблюдать все рекомендации специалистов относительно поэтапности процесса.
- Перед проведением раскроя материала следует убедиться ещё раз в правильности замеров и только после этого приступать к вырезанию деталей.
- Подбирая деревянный материал для изготовления плавсредства, следует отдать предпочтение изделиям без наличия сучков и трещин. Подбираем только экземпляры высшего сорта.
- При правильном выполнении сборки конструкции можно быть уверенным в прочности и надёжности лодки. Изделия, изготовленные на основе фанеры, очень редко могут дать течь.
- Лодка из фанеры получается лёгкой, что не доставляет особых проблем при транспортировке.
Источник: https://lakeking.ru/lodka/obustrojstvo/lodka-iz-fanery.html
Перенос рисунка на деревянную заготовку
После очередной проверки чертежей на правильность, их переносят на картон. Толстая и жесткая бумага облегчит этап переноса чертежей на заготовки. Рисунок переносится на заготовку с учетом всех контуров и обводов в точности, как он начерчен, без всевозможных напусков, уменьшений и увеличений размеров.
При копировании рисунков следует учитывать направление волокон древесины. В данном случае, все зависит от конструкции элементов лодки. Если элемент изготавливается из фанеры, то слои фанеры сами по себе расположены таким образом, что волокна каждого последующего слоя располагаются перпендикулярно предыдущего слоя.
Что касается изготовления футоксов, то их можно сделать и больше, по высоте, поскольку их потом можно будет обрезать.
Источник: https://FishingDay.org/samodelnye-lodki-iz-fanery/
Технологические этапы изготовления
Чтобы построить лодку из фанеры своими руками, нужно проделать следующие шаги:
- перенести рисунок на шаблон;
- перенести рисунки из шаблонов на дерево;
- установить киль и закрепить форштевень;
- закрепить шпангоуты;
- закрепить охтерштевень и транцевую доску (для мотора);
- обшить днище фанерой;
- обшить борта;
- загерметизировать стыки и стрингеры;
- пошпаклевать и покрасить корпус лодки.
Источник: https://FishingDay.org/samodelnye-lodki-iz-fanery/
Корпус лодки
Остов лодки и его корпус собираются из заготовленных деталей. Процесс сборки должен проходить аккуратно и внимательно, во всех плоскостях.
Шпангоуты к килю крепятся сначала предварительно и лишь только после очередного контроля закрепляются окончательно. Причем, крепление должно быть надежным, поскольку лодку придется переворачивать перед обшивкой ее фанерой.
Источник: https://FishingDay.org/samodelnye-lodki-iz-fanery/
Процесс изготовления
Сборка каркасной части начинается на верстаке, а заканчивается на полу (земле).
Чтобы не допустить ошибок в процессе сборки конструкции рекомендуется воспользоваться предложенной ниже инструкцией:
- Укладываем киль на верстак.
- К одной из сторон киля прикрепляем ахтерштевень с транцем. Ко второй стороне подсоединяется форштенвель.
- С помощью гвоздей соединяются килевая часть (совместно со шпангоутами) и штевни. Тщательно всё проверяем на наличие перекосов. При наличии таковых необходимо проводить подгонку. Для этого между транцем и штевнем натягивается бечёвка.
- Убедившись в полном совпадении осей, производим окончательное крепление.
- Тонкая ткань пропитывается краской (достаточно густой) и распределяется между имеющимися соединениями.
- После закрепления штевней приступаем к установке шпангоутов. Чтобы обеспечить плотное фиксирование, следует разрез под киль делать немного уже шпангоута (на пару мм).
- Посадка проверяется с помощью натянутой верёвки. Должно быть обеспечено точное совпадение с бимсами.
- Устанавливать шпангоуты рекомендуется соблюдая угол 90 градусов.
- Окончательно скрепляем шпангоуты.
- Проделав все операции, задаём угол прогиба. С этой целью могут быть использованы круглые брусья, временно закреплённые к крайним частям киля (с внутренней стороны).
- Между брусом и килем вставляем деревянную балку (11 см).
- Крепление производится исключительно брусьями, что предотвратит появление перекосов транца.
- Переходим к обшивке каркаса. Желательно весь листовой эскиз перенести на уменьшенный размер картона и вырезать.
- Чертим изображение для вырезания на фанере (соблюдая листовые размеры).
- Примеряем шаблоны.
- Выпиливаем с помощью лобзика (мелкие зубчики) все детали. Запас делаем не более 2 мм. Очень важно для стыковки листов дополнительно прибавить 70 мм.
- Используя вбитые (между досками) нитки, совмещаем оси элементов. Производим склеивание и дожидаемся его затвердения.
- Используя небольшие гвоздики, сбиваем одинаковые части плавсредства.
- Тщательно подгоняем между собой рубанком.
- Просверливаем отверстия (диаметром 2 мм) отступив от кромок скул 12 мм соблюдая шаг 50 мм, предназначенный для скреп (проволочных). Именно скрепы станут надёжными соединителями.
- Обшивка крепится начиная с носа судна. Фиксировать её следует проволокой из меди сквозь отверстия, которые делаются вдоль дна и бортовой части. Проволока скручивается с внешней стороны на пару оборотов.
- Далее производим обшивку транца и днища.
- Собранные борта подлежат установке и временно соединяются.
- Днище собирается по тому же принципу, что и борта.
- Устанавливаем транец и скрепляем его используя шурупы (3 на 18) и клеевую основу, соблюдая при этом расстояние около 0,5 см.
- Если бортовые элементы выступают за транец в корму, то можно с помощью рубанка выровнять кромки.
- Окончательно закручиваем плоскогубцами скрепки. Обжимаем всё во внутренней области.
- Каждая щель и стык плавсредства должны быть проклеены лентами из стеклоткани. Ширина первого слоя должна достигать 28 мм, последующие слоя – около 75 мм. Располагая каждый последующий слой немного сдвигаем его (по разным сторонам).
- После затвердевания стеклопластика необходимо удалить выступающие края скреп. Проклеиваем наружную область стекловолокном.
- Чтобы увеличить степень жёсткости и повысить срок эксплуатации необходимо провести укрепление днища планками. Для этого на планках просверливаются отверстия под шурупы (шаг составляет 25-28 см). Все заготовки, разложенные по местам фиксируются шурупами, производят наметку фломастером и снимаются. Только после обработки каждой наметки клеевой основой можно прикручивать заготовки на место. После засыхания клея шурупы выкручиваются, а образовавшиеся отверстия забиваются гвоздями, которые вырезаются из дерева.
- Сняв вспомогательные приспособления, зашпаклёвываем смесью эпоксидной смолы с опилками все отверстия обшивки.
- Наружная часть плавсредства обрабатывается клеем и стеклотканью.
- Внутри лодка покрывается горячей олифой.
- Судно окрашивается краской на масляной основе.
Источник: https://lakeking.ru/lodka/obustrojstvo/lodka-iz-fanery.html
Собираем внутренний контур футоксов
Крепость конструкции, в том числе и бортов, зависит от того, насколько надежное крепление футоксов. Футоксы являются составной частью конструкции шпангоута, который состоит из флортимберса и двух футоксов.
Флортимберс – это нижняя часть шпангоута, которая предназначена для закрепления к килю. Футоксы – это боковые части шпангоутов, к которым крепятся борта лодки. Места креплений футоксов и флортимберса конструктивно выполнены несколько шире, что увеличивает устойчивость всей конструкции. Особенно это важно для плавсредств, где будут установлены двигатели, которые увеличивают нагрузку на конструкцию в целом и при движении в частности.
Источник: https://FishingDay.org/samodelnye-lodki-iz-fanery/
Материал для форштевня
Форштевень имеет непростую форму, что обусловлено нагрузками, действующими на него в процессе движения лодки. Одним из самых подходящих материалов для его изготовления может послужить дуб, но, в крайнем случае, можно воспользоваться и вязом.
Повезет, если удастся отыскать отрезок подходящего дерева, имеющего природный изгиб. Если такой возможности нет, то можно изготовить форштевень из отдельных элементов, методом склеивания. Если хочется иметь цельную конструкцию, то нужно взять топор и другие инструменты, и вырубить его согласно форме лодки.
Источник: https://FishingDay.org/samodelnye-lodki-iz-fanery/
Конструкция киля
Киль является самым простым компонентом конструкции лодки, и представляет из себя типичную доску, толщиной 25-30 мм и длиной 3,5 м.
Источник: https://FishingDay.org/samodelnye-lodki-iz-fanery/
Обшивка лодки фанерой
Согласно рабочего чертежа, из фанеры вырезаются заготовки для обшивки корпуса лодки.
В последующем:
- каркас лодки опрокидывается вверх дном;
- все поверхности киля и шпангоутов обрабатывают наждачной шкуркой и делают их абсолютно ровными;
- детали дна лодки устанавливают на свое место и закрепляют с помощью степлера, после чего места крепления пробивают гвоздями;
- бортовые элементы обшивки для начала примеряют, а потом крепят аналогичным образом, как и при креплении днища;
- при проклейке заготовок, следует обращать внимание на направление волокон внешного слоя фанеры. Они должны располагаться вдоль, а не поперек лодки.
Источник: https://FishingDay.org/samodelnye-lodki-iz-fanery/
Работа с клеем
Работы с клеем направлены на то, чтобы получить прочную конструкцию, а при случае, заполнить им швы или трещины. При работе с фанерой, проклеиваются все места соединения заготовки с килем и шпангоутами. После пробивки гвоздями, клеем заполняют зоны соединения фанеры с несущими элементами, если они не прилегают плотно.
Для улучшения прочности и ходовых качеств плавсредства, фанерная обшивка обклеивается стеклотканью. Подобная защита деревянной конструкции повышает долговечность лодки. Стеклоткань одинаково распределяется по плоскости обшивки, при этом не желательны складки или появление пузырей, что указывает на плохое качество работы. Ткань клеится от киля, по направлению к бортовым доскам.
Источник: https://FishingDay.org/samodelnye-lodki-iz-fanery/
Покраска
Как только поверхность лодки хорошо просохнет, приступают к следующему этапу – шпаклевке и покраске. Отлично подойдут готовые шпаклевочные смеси на искусственной основе. Красится лодка в два этапа: сначала наносится грунтовочный слой, а затем один или два слоя краски.
Источник: https://FishingDay.org/samodelnye-lodki-iz-fanery/
Количество использованных доноров: 6
Информация по каждому донору:
- https://viascio.ru/raznoe/izgotovlenie-lodki-iz-fanery-svoimi-rukami: использовано 2 блоков из 7, кол-во символов 1585 (4%)
- http://bolshoyulov.ru/samodelnye-lodki-iz-fanery-ot-chertezhej-do-spuska-na-vodu/: использовано 1 блоков из 5, кол-во символов 3904 (11%)
- https://FishingDay.org/samodelnye-lodki-iz-fanery/: использовано 12 блоков из 20, кол-во символов 6336 (17%)
- https://rubankom.com/materialy/proizvodnye/fanera/1862-postrojka-lodki-iz-fanery-svoimi-rukami: использовано 2 блоков из 5, кол-во символов 6426 (17%)
- https://lakeking.ru/lodka/obustrojstvo/lodka-iz-fanery.html: использовано 4 блоков из 7, кол-во символов 8065 (22%)
- https://fanera-info.ru/podyelki/161-lodki-iz-fanery: использовано 4 блоков из 4, кол-во символов 10455 (28%)