Гонки, олимпийские классы яхт, подготовка к гонкам, выбор яхты

На пути в яхт-клуб у каждого возникает очевидный вопрос: «На чём мы пойдем в море?». Он же возникнет при выборе яхты для чартера и особенно когда придёт время покупать собственную лодку. Вам стоит как следует разобраться не только в том, какие именно классы парусных яхт представлены на рынке, но и какой лучше подходит под ваши конкретные задачи. 


Блок: 1/6 | Кол-во символов: 349
Источник: https://itboat.com/articles/5481-hochu-hodit-pod-parusom—kakuyu-lodku-mne-vybrat

Швертбот-одиночка «Финн»

Швертбот-одиночка «Финн», спроектированный в 1950 г. шведским конструктором-любителем Рихардом Сарби, уже спустя два года был включен в программу олимпийских регат. В Таллине олимпийские медали в этом классе будут разыгрываться в восьмой раз. С 1956 г. принято, что «Финны» для всех участников регаты предоставляют организаторы Олимпиады.

Современный «Финн-80», как назвали свою модель работники таллинской судоверфи, имеет мало общего с тем «Финном», который начал свою олимпийскую карьеру в Хельсинки. С 1962 г. корпуса строят из стеклопластика, затем вместо дерева для рангоута разрешили использовать алюминиевые сплавы. За 18 лет усовершенствовались оснастка и оборудование лодки. В то же время «Финн» остался строго монотипным классом, размеры корпуса, парусов и рангоута которого находятся под постоянным контролем Международной ассоциации класса. Контролируются и обводы корпуса.

«Финн-80» имеет встроенное второе дно, подкрепленное набором, благодаря чему гарантируется непотопляемость лодки и высокая жесткость корпуса. Кроме того, требуемый правилами класса довольно значительный запас плавучести обеспечивается герметичным носовым отсеком и воздушными емкостями, закрепляемыми по бортам кокпита. При помощи эжекторов, закрепленных как вблизи швертового колодца, так и на скулах с обоих бортов, рулевой может автоматически удалить воду, попавшую в кокпит. Для эффективного откренивания имеются ножные рагулируемые ремни.

Швертботы для участников Олимпиады оснащены дельными вещами и оковками, выпускаемыми американской фирмой «Харкен-Вэнгард». Рангоут из прочного алюминиевого сплава изготовлен английской фирмой «Нидлспар», дакроновые паруса пошиты филиалом американской фирмы «Норт» в ФРГ.

«Финн» является гоночной лодкой, очень чуткой к настройке, гибкости мачты, покрою парусов, весу гонщика и его положению в кокпите в зависимости от курса относительно ветра и его силы. В свежий попутный ветер опытный рулевой выводит «Финн» на режим глиссирования.

В настоящее время ассоциацией класса официально зарегистрировано 9000 таких швертботов во всем мире. Достаточно популярен «Финн» и в нашей стране, о чем свидетельствуют успехи, достигнутые в этом классе советскими яхтсменами. На предыдущих Олимпиадах четыре раза советские «финнисты» поднимались на пьедестал почета: в 1960 г. Александр Чучелов завоевал серебряную медаль, в 1968 г.— Валентин Манкин стал олимпийским чемпионом, в 1972 г. Виктор Потапов— обладателем бронзовой медали, в 1976 г. Андрей Балашов — серебряным призером.

В этом классе наиболее серьезными соперниками являются американцы Джон Бертранд и Кэм Люис, испанец Хоакин Бланко, поляк Ричард Скарбинский, Юхан Шуман из ГДР.

Блок: 2/7 | Кол-во символов: 2691
Источник: http://www.barque.ru/horizon/1980/olympic_class_yachts

Характеристики яхт


1. Длина. Чем длиннее корпус – тем выше потенциальная скорость судна.

2. Ширина. Этот показатель обеспечивает остойчивость яхты, насколько хорошо она может держаться даже на сильных волнах.

3. Осадка. Чем больше осадка – тем острее угол относительно ветра, под которым яхта может идти, не рискуя перевернуться или порвать паруса.

4. Высота борта над водой. Особенно актуально для морских регат.

5. Водоизмещение, вес. Чем тяжелее яхта – тем выше сопротивление воды.

6. Парусность. Чем больше площадь парусов – тем быстрее развивается скорость.

В начале XIX века, как только парусные гонки стали набирать оборот, яхтсмены впервые задумались о том, как можно привести яхты к какому-то стандарту, упорядочить. Ведь так соревноваться было бы гораздо интереснее и более справедливо. Яхты стали объединять по параметрам, озвученным выше. Этот же принцип до сих пор действует для яхт свободного класса. Но есть все-таки яхты, похожие друг на друга больше, чем сестры-близнецы. Это монотипы.

Блок: 2/4 | Кол-во символов: 1013
Источник: https://1RPU.ru/gonochnye-yahty-osnovnye-klassy-i-harakteristiki/

Типы парусных яхт

Все парусные лодки можно разделить на несколько типов по трем основным параметрам: количество корпусов, принцип сохранения остойчивости (способность судна сохранять или быстро возвращаться в равновесие), парусное вооружение.

По количеству корпусов лодки могут быть:

  • монокорпусные (однокорпусные); 
  • с двумя и больше корпусами (катамараны, тримараны). 

Многокорпусные лодки быстрее однокорпусных. Кроме того, до определенного угла крена они гораздо остойчивее, но потом опрокидывание становится неизбежным, а его последствия существенно значительнее. 

По методу сохранения остойчивости все однокорпусные лодки можно поделить на: 

  •  швертботы 
  • килевые яхты
  • компромиссы

Килевые яхты

Имеют фальшкиль (тяжёлый свинцовый или чугунный балластный киль для обеспечения остойчивости). Максимум, что удастся сделать с килевой лодкой, — положить её парусами на воду. Затем она обязательно вернется в исходное состояние. 

Швертботы

Имеют только лёгкий подъёмный плавник. Его основная задача — гидродинамическая. Остойчивость швертбота поддерживается путем перемещения веса экипажа. Как следствие, перевернуть такую яхту не представляет большого труда.

Компромисс

В этом случае дополнительный балласт размещается внутри корпуса, а увеличению остойчивости способствует тяжёлый шверт. Перевернуть компромисс значительно труднее, чем обычный швертбот, но от полного переворота он не застрахован.

Парусное вооружение — совокупность элементов оснастки парусного судна: парусов, рангоута и такелажа. Наиболее распространенные типы: 

  • «бермудский шлюп» (крейсерские, круизные яхты); 
  • однопарусный «кэт» особенно популярен среди швертботов-одиночек («Зум 8», «Лазер», «Финн»).
Блок: 3/6 | Кол-во символов: 1664
Источник: https://itboat.com/articles/5481-hochu-hodit-pod-parusom—kakuyu-lodku-mne-vybrat

Оффшорная регата


Оффшорные регаты довольно сильно отличаются от вышеописанных типов гонок. Прежде всего, это касается маршрута — его прокладывают в открытом море, вне видимости берегов. Протяженность маршрута может быть самой разной — от 150 до 1000 миль. Во время таких гонок становится более важной ветровая стратегия — гигантское пространство гоночной “трассы” позволяет шкиперам самим выбирать курс, в пределах разумного, конечно. Экипажи, участвующие в прибрежной, а уж тем более в регате вокруг буйков, лишены такой возможности.

Однако существует классическая протяженность дистанции для оффшорных гонок — порядка 600 миль. Такое расстояние было признано оптимальным — большинству участников требуется несколько суток чтобы его преодолеть. Хотя и тут есть нюансы — макси-яхты проходят дистанцию намного быстрее.

Место старта и финиша может совпадать, а может находиться в разных местах — как в регате Сидней-Хобарт, например. Следует сказать, что оффшорные гонки часто бывают довольно опасными, поэтому требуется соответствующее оснащение яхт, а иногда вводятся даже плавательные цензы. То есть чтобы поучаствовать в соревновании класса Fastnet Race (более подробно тут) вам придется пройти в море несколько сотен миль. Обе эти регаты сейчас спонсируются компанией Rolex, а если учитывать еще и Rolex Middle Sea Race, то можно сказать, что швейцарский бренд забрал “под крыло” одни из самых престижных оффшорных регат.

Блок: 3/16 | Кол-во символов: 1439
Источник: https://yachtrus.com/regatta

Швертбот-двойка «Летучий Голландец»

Швертбот «Летучий Голландец» спроектирован голландским конструктором Уусом Ван Эссеном в 195) г. как гоночная двухместная лодка для соревнований на озерах Центральной Европы. В то время метод постройки легких и прочных корпусов выклейкой их из полос древесного шпона — избранный конструктором для своей лодки — только завоевывал популярность. Благодаря уменьшенному весу корпуса реально было рассчитывать при оптимальных погодных условиях на плавание в режиме глиссирования, поэтому швертбот получил плоскую поверхность днища, в корме с малым радиусом скругления скулы. Носовая оконечность для улучшения ходовых качеств при плавании на волнении имеет, наоборот, более удлиненные и заостренные обводы, чем у швертботов прежней постройки.

Корпус снабжается двойным дном, уровень которого расположен выше ватерлинии; благодаря этому попавшая в кокпит вода легко сливается через «форточки» в транце. Герметизированное между донное пространство представляет собой необходимый объем плавучести для обеспечения непотопляемости швертбота. Под палубой по бортам закрепляют дополнительные надувные емкости, облегчающие постановку лодки на ровный киль в случае опрокидывания.

В форпике обычно оборудуется стеклопластиковый раструб, в который укладывается спинакер (его площадь составляет 17,6 м2). Благодаря этому устройству упрощается постановка и уборка спинакера во время гонки: достаточно поставить на мачту спинакер-гик с заранее заведенным такелажем и в нужный момент парус может быть поставлен простым выбиранием фала из кокпита.

С 1952 г. швертбот оборудуют трапецией для отк-ренивания. В следующем году «Летучему Голландцу», быстро получившему распространение более чем в полутора десятке стран, определили статус международного класса IYRU. Было снято первоначальное ограничение по использованию швертбота «только для озер», поскольку лодка хорошо проявила себя и в гонках в морских условиях. Сейчас в мире зарегистрировано около 3000 «Летучих Голландцев».

Гонки на этом швертботе проводят даже при ветре силой 6—7 баллов — опытные спортсмены регулируют величину кренящей силы на парусах с помощью изгиба эластичной алюминиевой мачты и изменения «пуза» паруса. Просторный кокпит позволил оборудовать швертбот большим количеством устройств и приспособлений, облегчающих управление судном и его настройку на ветер различной силы.

«Летучий Голландец» — свободный класс, в котором в определенных пределах допускается совершенствовать конструкцию и оснастку, поэтому сегодняшний «голландец» лишь отдаленно напоминает швертбот, построенный Ван Эссеном 29 лет назад. В последние годы ведущие гонщики класса используют как шпоновые корпуса, так и корпуса, построенные из стеклопластика с применением высокопрочных армирующих волокон «Кевлар» и углерода. Пластмассовый корпус, армированный углепластиком, весит всего 90 кг.

Впервые экипажи «Летучих Голландцев» участвовали в Олимпийской регате в 1960 г. В пяти регатах советские яхтсмены на «голландцах» трижды занимали места в первой шестерке, но еще ни разу не поднимались на пьедестал почета. Сильнейшую конкуренцию в этом классе составляют голландцы братья Фоллебрехты, экипаж У, Штейнгросса из ГДР, братья Диш и Кениг из ФРГ. На дистанциях всесоюзных соревнований сильнейшими являются экипажи В. Леонтьева и В. Гусенко.

Блок: 4/7 | Кол-во символов: 3310
Источник: http://www.barque.ru/horizon/1980/olympic_class_yachts

Олимпийские классы яхт


На Олимпийских играх спортсмены выступают исключительно на яхтах-монотипах разного класса. Их всего несколько. Выбирает яхты Международная федерация парусного спорта. С течением времени требования изменяются, из списка выбывают яхты одного класса и появляются новые. Так, стали историей Олимпийских игр такие классы яхт как «Звездный», «Дракон», R-класс (5,5, 6 и 8 метров).

Сейчас к олимпийскому классу причисляют «Летучий голландец», «470», «49er», «Эллиот», «Темпест», «Солинг» и, конечно, неизменный еще с 1952 года «Финн», рассчитанный на спортсменов-одиночек. В основном это швертботы, которые относительно легко транспортируются, хотя есть и килевые яхты. Такими лодкам может управлять экипаж от одного до трех человек.

В следующих статьях мы расскажем о яхтах олимпийского класса более подробно.

дизайн яхт, интересные факты, Олимпийские игры, парусные гонки, парусный спорт, яхта

Блок: 4/4 | Кол-во символов: 909
Источник: https://1RPU.ru/gonochnye-yahty-osnovnye-klassy-i-harakteristiki/

Трансокеанская регата

Трансокеанские регаты — следующая ступенька после гонок открытого моря. Их особенность в том, что маршрут проходит через весь океан или через значительную его часть. Протяженность дистанции высчитывают по-разному. В некоторых источниках она указывается от 2000 миль, в то же время Международная федерация парусного спорта (ISAF) квалифицирует как океанскую любую регату, с маршрутом более 800 миль.

По объективным условиям, Северный ледовитый океан не пользуется популярностью у яхтсменов, как и Индийский, но второй уже по причинам историческим. В первую очередь соревнования устраивают в Тихом и Атлантическом океане. Причем именно трансатлантические рейсы стали особенно популярны и сейчас существует несколько регат с подобным маршрутом.

Конечно, чтобы пересечь океан требуется немалое мастерство. В то же время сейчас проводятся несколько любительских регат — South Transatlantic Race или OSTAR послужат отличным примером. Но и для таких соревнований существуют жесткие правила безопасности. Они касаются всего — выучки экипажа, радиосвязи, НЗ воды и продуктов, технического состояния судов. Впрочем, почет после завершения такого плавания обеспечен любому, даже непрофессиональному яхтсмену.

Блок: 5/16 | Кол-во символов: 1235
Источник: https://yachtrus.com/regatta

Спортивные катамараны


Торнадо (Tornado)

Гоночный катамаран-монотип и первая многокорпусная яхта на Олимпиаде. Катамаран был спроектирован в 1967 году в Великобритании, а через десять лет он впервые участвовал в программе Игр. Для наиболее эффективного откренивания в распоряжении матроса была трапеция. «Торнадо» отлично выходил на один поплавок и по скорости был вне конкуренции относительно остальных олимпийских классов. В 2000 году его подвергли значительной модернизации: была изменена форма и увеличена площадь парусов, появился генакер и вторая трапеция для рулевого. Тем не менее, в 2008 году катамаран исключили из олимпийской программы. Но он по-прежнему остаётся очень быстрым и весьма привлекательным для любителей высокой скорости на воде.

Длина: 6,09 м

Ширина: 3,08 м

Вес корпуса: 155 кг

Осадка с/без шверта: 0,76/0,15 м 

Площадь парусов: грот/стаксель/спинакер 16,35/5,29/25,77 м2

Экипаж: 2 человека

Страна и год создания: Великобритания, 1967

Сайт класса

«Накра 17» (Nacra 17)

Проект был разработан в 2011 году, а уже в 2012-ом было принято решение о включении класса в Олимпийскую программу на 2016 год. Первый чемпионат мира удалось провести в 2013-м, но флот был совсем небольшим. К тому же у спортсменов возникло немало вопросов к матчасти, которую буквально дорабатывали на бегу, чтобы успеть к Играм. Несмотря на юный возраст, класс успешно прошёл модернизацию, и на Олимпиаде 2020 он будет представлен в версии с фойлами. По сути, этот спортивный снаряд уже тяжело назвать яхтой: два поплавка «летят» над водой на подводных крыльях, что требует от экипажа ряд абсолютно новых навыков для традиционного парусного спорта. Как следствие, «Накра 17» сегодня — удел профи, целящихся на олимпийское золото.

Длина: 5,25 м

Ширина: 2,59 м

Вес корпуса: 142 кг

Осадка с/без шверта: 0,7/0,2 м 

Площадь парусов: грот/стаксель/спинакер 14,45/4/18,5 м2

Экипаж: смешанный, 2 человека

Страна и год создания: Нидерланды, 2011

Сайт класса

GC32

Невероятная скорость 74 километра в час, четыре подводных крыла, защитный шлем в качестве обязательной экипировки — все это ультрасовременный карбоновый катамаран GC32. Именно он сменил Extreme 40 на знаменитой регате Extreme Sailing Series в последних сезонах. Эта экстремальная машина перевернула представление о парусных гонках, сделав их по-настоящему массовым зрелищем. 

Длина: 12 м

Ширина: 6 м

Вес корпуса: 950 кг

Осадка острый курс/полный курс: 2,1/1,6 м 

Площадь парусов: грот/стаксель/спинакер 60/23,5/90 м2

Экипаж: 5 человек

Страна и год создания: ОАЭ, 2014

Сайт класса

Блок: 6/6 | Кол-во символов: 2553
Источник: https://itboat.com/articles/5481-hochu-hodit-pod-parusom—kakuyu-lodku-mne-vybrat

Кругосветная регата

Кругосветные регаты — это высший пилотаж в мире яхтинга, а шкиперы, закончившие их, считаются настоящими асами. Неудивительно — минимальная протяженность дистанции таких гонок достигает 40 000 км! В большинстве случаев такие регаты проходят на специальных гоночных океанских яхтах — класса Volvo 70, IMOCA 60 и других. Отличают такие соревнования еще и по количеству экипажа — с полным, парным или одиночные кругосветные регаты.

В среднем на прохождение дистанции у яхтсменов уходит несколько месяцев. Организаторы часто жестко регламентируют возможности остановок в портах для участников — в итоге львиную долю времени яхты проводят в открытом океане. Из-за сложности и дороговизны, кругосветных регат несоизмеримо меньше, чем трансокеанских или оффшорных.

Первую подобную гонку организовала в 1968 г. газета Sunday Times. Сейчас, через 50 лет, у шкиперов выбор побольше — есть и командная Volvo Ocean Race (подробно о регате здесь), и одиночная Vendee Globe, и несколько других, не менее интересных.

Еще одним способом классификации регат стало разделение их по количеству яхтсменов в команде яхты-участницы. На сегодня существует три основных типа парусных гонок:

Блок: 6/16 | Кол-во символов: 1201
Источник: https://yachtrus.com/regatta

Яхты-монотипы


Такие яхты конструкторы строят строго по чертежам, соблюдая все размеры, технологию и рекомендации по постройке. Идеальный монофлот – когда яхты были выпущены на одной верфи, в одной серии, в одном и том же году. Благодаря своей идентичности, яхты способны развиваться с одинаковой скоростью. Но это чисто технически. Остальное зависит от мастерства гонщика, его опыта, выносливости, знаний стратегии и тактики парусных гонок, способности предугадать заход ветра и действия соперников. Парусные гонки на монотипах становятся по-настоящему захватывающим зрелищем для зрителей и азартной игрой для участников. После финиша уже не скажешь победившему шкиперу, мол, у него лодка лучше и парусность больше.

Килевые яхты-монотипы появились относительно недавно. Первая такая яхта была построена в 1910/1911 году Вильямом Гарднером. В проекте принимал активное участие предприимчивый и энергичный американец Г. Курри. «Звёздный» стал первым классом яхт и популярен до сих пор во всем мире, так как на протяжении нескольких десятилетий был включен в олимпийскую программу. Это наглядный пример того, как класс яхт от национального уровня, когда лодки строятся только на территории одной страны, может подняться до международного и даже олимпийского. Кстати, именно на «Звезднике» впервые в истории советского парусного спорта рулевой Тимир Пинегин и шкотовый Федор Шутков завоевали золотую медаль на Олимпийских играх в Неаполе.

Блок: 3/4 | Кол-во символов: 1435
Источник: https://1RPU.ru/gonochnye-yahty-osnovnye-klassy-i-harakteristiki/

Регаты одиночных экипажей (single-handed)

Следует сказать, что данный термин стоит употреблять правильно. Фактически, к single-handed можно отнести довольно много соревнований, в том числе те, где участвуют маленькие яхты (класса Optimist или El Toro) — такие суда в принципе строились и конструировались на одного человека. Но в парусном спорте одиночными называют регаты, участники которых в одиночку выполняют на яхте работу, рассчитанную на несколько человек. Например, в одиночную кругосветную регату Vendee Globe участники отправляются на яхтах класса Open 60, а ними ведь и вдвоем-то не так легко управлять! Большинство одиночных регат рассчитано на дальние и очень дальние дистанции — кругосветные и трансокеанские (Route du Rhum или Mini-Transat).

Еще одной проблемой для яхтсмена-одиночки является быт. Во время прохождения дистанции надо умудрятся спать и готовить — а как это сделать, если некому поручить управление лодкой? Моряки прибегают к самым разным уловкам — спят короткие периоды по 20-30 минут, чтобы постоянно контролировать обстановку, используют автопилот.

Совсем жесткие требования безопасности к участникам. Страшный сон любого участника одиночной кругосветки — его смывает в бушующее море, а яхта на автопилоте уходит вдаль… Поэтому моряки пользуются кучей канатов и страховок при передвижении по палубе, а некоторые даже бросают канат с кормы в воду на всякий случай, хоть это и будет отчаянным везением, если удастся спастись благодаря нему. Одиночные регаты считаются тяжелейшим испытанием для моряка любого уровня.



Блок: 7/16 | Кол-во символов: 1562
Источник: https://yachtrus.com/regatta

Парные регаты (double-handed)


Парные регаты, в общем-то, идентичны одиночным, но есть ключевое отличие — команда состоит из двух яхтсменов. Так же как и одиночные, double-handed тоже проводятся на длинных дистанциях — океанских, кругосветных. Одна из самых известных парных регат — Barcelona World Race. Это уникальное в своем роде соревнование, единственная кругосветная парная гонка. О Barcelona World Race вы можете больше узнать тут. Есть, конечно, и дистанции покороче — Transat Jacques Vabre или Round Britain and Ireland Yacht Race.

Может показаться, что с напарником в море проще, и требования к безопасности пониже. Но это только одна сторона медали — не стоит недооценивать вопрос психологии. Провести с одним и тем же человеком порядка трех месяцев подряд на небольшой яхте задача не самая легкая. Психологическая устойчивость тут необычайно важна, ведь в случае какой-либо опасности надеяться придется только на второго члена экипажа. Неудивительно, что участвуют в парных регатах преимущественно яхтсмены-профессионалы. Есть и подобные регаты с коротким курсом, но там “парность” обусловлена небольшими размерами яхт.

Блок: 8/16 | Кол-во символов: 1145
Источник: https://yachtrus.com/regatta

Регаты с полным экипажем

Этот тип можно найти на всех видах дистанций — от коротких гонок вокруг буйков вроде Кубка Америки до кругосветных регат таких как Volvo Ocean Race. Эти регаты характеризуются тем, что моряков на яхте столько, сколько предусмотрено конструкцией. Естественно, это зависит от типа и размера судов, а иногда и от состава команды. Например, для яхты Volvo Ocean 65 чисто мужской экипаж составляет 8 человек, чисто женский экипаж для такой же яхты — 11, а в случае смешанного экипажа — 9 яхтсменов. В некоторых случаях счет идет на десятки! Для управления легендарным J-классом может потребоваться до 30 моряков.

Регаты с полным экипажем популярны и среди любителей. Новички могут взять в аренду яхту с 1-2 опытными яхтсменами и погонятся с конкурентами. По такому принципу проходит довольно много прибрежных регат, хорошим примером будет уже упомянутая выше Marmaris International Race Week.

Одно из важнейших различий в регатах — в типе яхт-участников и системе определения победителя. Эти два показателя тесно связаны между собой, и составляют важный нюанс яхтенного дела.

Блок: 9/16 | Кол-во символов: 1109
Источник: https://yachtrus.com/regatta

Регаты смешанного флота

При смешанной системе в регате могу участвовать яхты совершенно различной конструкции. Но в таком случае возникает закономерный вопрос: как справедливо определить победителя? Очевидно, что на 600-мильной дистанции Fastnet Race, например, 30-метровая макси-яхта легко обойдет относительно небольшую яхту типа Class 40 из-за лучшей мореходности и фантастической площади парусов. Здесь организаторам приходится изощряться, обычно используют два метода: введение дивизионов и определение победителя по гандикапу.

Дивизионы нужны для распределения яхт на группы — в каждом из них собраны яхты с примерно одинаковыми ходовыми характеристиками. В отличие от гонки монотипов, в подобных регатах нельзя ограничиться одним трофеем — для каждого дивизиона он свой. А учитывая разнообразие специальных кубков, в крупных регатах может набираться до 10 наград в разных “номинациях”.

Гандикапная система необходима для уравнения шансов яхт. В регатах, с разнообразным составом яхт-участников, приход к финишу первым вовсе не гарантирует победы! Для начала все суда-участники определяют свой индекс по специальной рейтинговой системе, а после финиша время экипажа пересчитывают с учетом индекса яхты. И уже по скорректированному времени определяют победителя.

Впрочем, не надо думать, что если вы придете первым на типичной парусной регате с не монотипным флотом, например, Sydney to Hobart race, то останетесь совсем без трофея. Нет, для таких судов есть специальный приз — Line Honour, за него обычно ведут жесткую борьбу макси-яхты, которые первыми приходят к финишу.

Парусные регаты проводят сразу в разных форматах, подбирая их под специфику маршрута, судов, участников. Принято выделять три главных формы проведения соревнований:

Блок: 11/16 | Кол-во символов: 1758
Источник: https://yachtrus.com/regatta

Гонки флота

Гонки флота в яхтинге один из самых распространенных видов регат. Причиной этому стала универсальность формата, возможность его адаптировать практически под любые условия. Его суть — яхты, объединенные в одну зачетную группу, проходят дистанцию одновременно, в одинаковых условиях, по одному и тому же курсу. Образно говоря, правила можно описать как “каждый сам за себя”.

Конечно, в регатах серьезного уровня не удается избежать очных поединков между лидерами, особенно если это негласное противостояние длится годами. По сравнению с другими форматами регат тактическая составляющая здесь самая слабая, хотя и присутствует. Длительность и маршрут гонки не имеет значения — гонку флота можно увидеть в оффшорной 600-мильной Middle Sea Race и в 12-мильных дистанциях Gocek Race Week. Больше информации о Gocek Race Week читайте тут.

Блок: 12/16 | Кол-во символов: 858
Источник: https://yachtrus.com/regatta

Командные

Сейчас этот вид парусных гонок не пользуется популярностью — его вытеснили два предыдущих формата. Суть такой регаты в том, что команда в составе 2, 3 или 4 яхт гоняется на дистанции с другими командами в таком же составе. Победитель определяется после суммирования результатов всех судов команды. Конечно, тактическая составляющая таких соревнований на высоте, как и уровень спортивной интриги.

Но в теперешних условиях выставить даже одну команду профи с собственной яхтой довольно дорого. А уж 2 или 3 команды могут оказаться не по карману даже самым крупным спонсорам. По этой причине командных регат все меньше, что, впрочем, не делает яхтинг скучнее.

Блок: 13/16 | Кол-во символов: 680
Источник: https://yachtrus.com/regatta

Матч-рейсы

Регаты в форме матч-рейсов становятся все популярнее, хотя могут похвастаться и солидной историей. Некоторые отсчитывают историю этого формата соревнований с 1660 года — тогда английский король Чарльз II с братом Джеймсом соревновался в очной гонке за символический приз в 100 гиней.

Причиной современной популярности послужила активная коммерциализация регат, увеличивающийся интерес со стороны спонсоров и зрителей. Оказалось, что матч-рейсы очень удобны для ТВ-трансляций и в силу своей бескомпромиссности очень увлекают болельщиков.

Суть матч-рейса в том, что соревнование проходит между двумя яхтами на небольших дистанциях. Очное противостояние экипажей характеризуется огромным накалом страстей и особенно большим весом тактических ходов.

Первым и самым знаменитым парусным соревнованием, проведенным в таком формате, стал Кубок Америки. Именно там противники гонялись друг с другом на нескольких дистанциях — то есть в полной мере реализовывали принцип матч-рейсов. Хотя такая традиция проведения КА сохраняется до сих пор, эту регату нельзя назвать самой каноничной.

Матч-рейсы стараются проводить в классе монотипов — то есть абсолютно идентичных по конструкции яхт. Это фактически полностью уравнивает шансы соперников. В то же время в КА участники руководствовались так называемыми “box rules” — это такой формат конструкторских ограничений, где требования предъявляют только к каким-то ключевым аспектам, оставляя прочие на усмотрение дизайнеров и инженеров.

Впрочем, для КА 2017 организаторы вводят более жесткие правила. Итальянская команда Luna Rossa в знак протеста против подобного ввода монотипов даже отозвала свою заявку на участие в регате. Апеннинцы мотивировали тем, что это идет вразрез со столетней традицией Кубка Америки. Но следует признать — это вряд ли возымеет какое-то действие на организаторов.

Если КА использует катамараны — многокорпусные яхты, то для однокорпусных судов классической конструкции самым престижным соревнованием стал World Match Racing Tour. Серия матч-рейсов, проводящихся на трех континентах по всему миру под эгидой ISAF. Это соревнование для профессионалов, проходящее в формате классического матч-рейса, как в Кубке Америки, с той разницей, что участников здесь больше двух, соответственно и этапов тоже.

Обычно один этап матч-рейса включает четыре гонки, но это не жесткое правило, оно может меняться в зависимости от дистанции, яхт или других требований. Особенно важно в таких регатах — грамотное тактическое руководство яхтой. Если в гонках флота какое-то судно нарушит правила и сделает штрафной поворот — это мало скажется на общих результатах. А вот в матч-рейсах один фол может легко привести к проигрышу. Именно поэтому шкиперы часто выбирают не самый короткий курс, а самый выгодный с точки зрения “рисования фола”. Поэтому матч-рейсы с полным правом могут претендовать на статус самых зрелищных, динамичных и сложных регат.

Важным фактором, определяющим уровень регаты, является уровень экипажа. Олимпийцы — специфический вид экипажей. Это спортсмены, участвующие в соревнованиях на уровне страны, континента, мира и, конечно, Олимпийских играх. Именно Олимпиада с ее, казалось бы, совсем незрелищными короткими курсами и маленькими яхтами, вроде Laser class, часто привносит самые незабываемые моменты в парусный спорт. А многие Олимпийские чемпионы становятся профессионалами и завоевывают трофеи уже другого уровня.

Но как и в любом виде спорта, в яхтинге есть и профессионалы и любители. Естественно, любительские регаты отстают от профессиональных в плане уровня сложности и зрелищности. Но так бывает не всегда! В той же Sidney to Hobart Race некоторые австралийские яхтсмены участвуют на протяжении десятилетий и едва ли такие любители очень уж уступают профи. Однако градация регат существует.

Блок: 14/16 | Кол-во символов: 3797
Источник: https://yachtrus.com/regatta

Любительские регаты

Парусные соревнования, где абсолютное большинство участников любители — не редкость в яхтинге. Первые шаги шкиперы-любители обычно делают на местных регатах, где яхты арендуются, серьезная подготовка не нужна, а дистанции довольно короткие. Но ведь главный плюс парусного спорта — даже в таких условиях он искренне захватывает!

Когда начинающий яхтсмен понимает, что гонятся в акватории родной реки ему уже неинтересно, обычно переходит на новый этап — едет на международную регату для любителей. Хорошим примером такого состязания служит Marmaris International Race Week. Ранее о ней уже говорилось. Для участия в этой парусной гонке не нужен опыт — команда любителей из 3-5 человек арендует крейсерскую яхту с профессиональным шкипером. Им дают день или два на подготовку и тренировки, а потом выпускают на дистанцию. А здесь маршрут, кроме привычных коротких дистанций, уже включает в себя и оффшорные — в открытом море!

Те, кто переходят дальше — отправляются на серьезнейшие соревнования вроде Fastnet Race или Clipper Round the World. В рамках таких регат достаточно широко распространена практика “один профессионал на борту” — экипаж состоит из любителей с одним профессиональным яхтсменом. Присутствие опытного моряка здесь просто необходимо — дистанции довольно тяжелые и требуют соответствующего уровня подготовки. Однако в этом и прелесть парусного спорта — кругосветные и океанские регаты тоже открыты для любителей, и вполне реально почувствовать себя настоящим яхтсменом.

Блок: 15/16 | Кол-во символов: 1520
Источник: https://yachtrus.com/regatta

Профессиональные регаты

Профессиональные парусные гонки очень разнообразны. Яхтсменов-профи можно увидеть на океанских, кругосветных регатах или регатах с коротким курсом. Характеризуются такие регаты не только высоким уровнем навыка у экипажей, но и большими деньгами, без которых в современном спорте мало что возможно. Яхты, стоимостью в несколько миллионов долларов здесь совсем не редкость, зарплаты у экипажей тоже соответствующие. Но и отдача у спортсменов должна быть на высочайшем уровне.

Профессиональные регаты бывают почти всех типов. Здесь и портовые гонки, и океанские и, конечно, кругосветные. America’s Cup, классическая конка с коротким курсом — это, пожалуй, высшая награда для яхтсмена. Завоевать этот трофей необычайно сложно, но перед этим нужно стать одним из лучших яхтсменов мира, быть минимум в сотне высококлассных профи. Конечно, недостатка в спонсорах и зрителях там нет! Тот, кому больше по душе длительные плавания выберет скорее кругосветные регаты. Они для профессионалов разные по формату, но неизменно тяжелые. Vendee Globe — одиночная кругосветка или Volvo Ocean Race, единственная кругосветная регата с полным экипажем — любой из этих кубков ставит шкипера в ряд лучших в своем деле.

Естественно, яхты тоже совсем разные и подобрать себе класс, который больше импонирует по стилю, никому не составит труда. Есть IMOCA Open 60 — мощное и стремительное океанское судно, выдерживающие чудовищную непогоду, идеально приспособленное для кругосветного плавания. Тот, кто больше ценит чистую скорость не останутся равнодушны к катамаранам АС класса — яхтам для Кубка Америки. Пусть они совсем не приспособлены к океанским переходам, в портовых гонках им нет равных. Сверхтехнологичные суда, буквально парящие над поверхностью воды благодаря подводным крыльям, дадут в скорости фору многим!

Надо помнить, что парусные регаты только кажутся сложными и непонятными, но на самом деле это всего лишь первое впечатление. Яхтенный спорт отличается исключительной открытостью для новичков и любителей. Нужно всего лишь правильно подать информацию, яхты стоят того, чтобы в них разбираться!

Блок: 16/16 | Кол-во символов: 2116
Источник: https://yachtrus.com/regatta
Кол-во блоков: 26 | Общее кол-во символов: 40271
Количество использованных доноров: 4
Информация по каждому донору:

  1. http://www.barque.ru/horizon/1980/olympic_class_yachts: использовано 3 блоков из 7, кол-во символов 8990 (22%)
  2. https://itboat.com/articles/5481-hochu-hodit-pod-parusom—kakuyu-lodku-mne-vybrat: использовано 5 блоков из 6, кол-во символов 6150 (15%)
  3. https://yachtrus.com/regatta: использовано 14 блоков из 16, кол-во символов 21774 (54%)
  4. https://1RPU.ru/gonochnye-yahty-osnovnye-klassy-i-harakteristiki/: использовано 3 блоков из 4, кол-во символов 3357 (8%)


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий