Баннер Как производители боеприпасов |
Блок: 1/6 | Кол-во символов: 333
Источник: https://flot.com/publications/books/shelf/vlasov/5.htm
Содержание а) Общие указания116. Повороты служат для перехода судна, идущего под парусами, с одного галса на другой, для изменения направления его движения, причем, с обязательной переменой галса. Например: с правого на левый галс. Существуют два вида поворотов парусного судна — поворот оверштаг и через фордевинд. 117. При повороте оверштаг парусное судно меняет галс, переходя линию ветра штагом, т. е. носом против ветра и при повороте через фордевинд судно проходит линию ветра кормою к нему, иначе в момент перехода линии ветра судно бывает на курсе фордевинд. 118. Из существующих двух видов поворотов поворот оверштаг выгоднее, потому что судно выигрывает на ветер (особо важно при лавировке), а при повороте через фордевинд судно много теряет за счет сноса под ветер. К повороту через фордевинд при лавировке, как правило, прибегают только в крайних случаях, когда почему-либо оверштаг не удается. 119. Существует мнение, что если шхуна с гафельным или бермудским вооружением создана для поворотов, оверштаг и этот маневр делается на ней почти безотказно, то для парусного судна с прямым вооружением поворот через фордевинд делается почти без всяких хлопот одной вахтенной сменой, тогда как поворот оверштаг является сложным маневром. 120. Для поворота «оверштаг» вызывается вся команда по авралу: «Все наверх, поворот оверштаг». Поворот «через фордевинд» особенно в слабый ветер может быть выполнен одной вахтенной сменой марсовых, путем последовательной перебрасопки реев. 121. Для поворотов весь личный состав судна должен быть расписан по своим местам так же, как и для постанов ки или уборки парусов. Блок: 2/6 | Кол-во символов: 1672
Источник: https://flot.com/publications/books/shelf/vlasov/5.htm Подготовка к повороту фордевинд при управлении яхтой в одиночкуНиже размещен ролик выполнения в яхтинге поворота фордевинд при управлении яхтой в одиночку и краткое описание последовательности действий. Но все это общие советы. А где конкретика? А конкретика в следующем. На яхтах с экипажем при прохождении линии ветра один матрос выбирает гика-шкот , а затем растравливает его на другом галсе. Два других на разных бортах занимаются переводом стакселя. Один травит другой набивает соответствующий стаксель шкот. Не забываем и о рулевом , контролирующим выполнение поворота. И как это сделать одному при управлении парусной яхтой в одиночку. Невозможно? Все возможно в яхтинге, было бы желание и умение. Но с начала совет. Если по каким-то причинам приходится совершать управление яхтой в одиночку, делайте «коровий оверштаг», описанный выше, не осложняйте ситуацию. Ведь Вы же один. В тоже время, знать последовательность действий, и потренироваться на спокойной воде управлению парусной яхтой в одиночку не только можно , но и нужно. Тем более, что это принесет дополнительное удовольствие от яхтинга и добавит больше уверенности шкиперу. И в чем же секрет выполнения этого маневра в одиночку. А он в том же , что и при повороте оверштаг(см.статью). Все эти действия необходимо выполнять почти одновременно. И здесь тоже ключевое слово «почти». Итак приступим к повороту фордевинд при управлении яхтой в одиночку. Предположим у нас бакштаг левого галса. Как всегда в яхтинге, перед поворотом нужно предварительно подготовиться. Правильная подготовка – залог будущего успешного выполнения маневра. Разберите все шкоты. Переберите их. Они должны свободно растравливаться. Приготовьте свободный стаксель-шкот по левому борту. Заведите его на лебёдку в один или два оборота, но не закрепляйте в стопоре. Помним, что шкот необходимо завести в правильную сторону. Будьте внимательны. Убедитесь, что ручка лебедки находится на месте и очистите предстоящее «поле боя» (в нашем случае кокпит) от ненужных во время поворота вещей. Желательно, если это возможно, наметить ориентир (где-нибудь на берегу) нового курса. Он поможет не потеряться в пространстве после поворота фордевинд. В общем подготовка такая же как и при повороте оверштаг. Дополнительно необходимо только завести гика-шкот на лебедку, закрепить в стопоре и открыть канатный фиксатор(«пианино»). Не забудьте открыть фиксатор полностью. В горячке поворота, если заклинит гика-шкот, можно запутаться в причинах и потерять драгоценное время. Блок: 3/4 | Кол-во символов: 2500
Источник: https://wind-sail.ru/sail/manevri/vypolnenie-povorota-fordevind-na-jahte-v-odinochku/ ФордевиндФордевинд — тот самый «попутный ветер», которого желают морякам, хотя в парусном спорте этот курс отнюдь не самый быстрый, как следовало бы ожидать. Кроме того, он требует от рулевого внимания и владения искусством управлять дополнительными парусами (обычно это спинакер). Парус при этом ставится перпендикулярно направлению ветра, тяга на нем создаётся в основном благодаря прямому давлению ветра в парус. Слабый ветер на этом курсе практически не ощущается, так как скорость вымпельного ветра равна разности скорости истинного ветра и скорости встречного потока воздуха. Блок: 3/10 | Кол-во символов: 585
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%83%D1%80%D1%81_%D0%BE%D1%82%D0%BD%D0%BE%D1%81%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE_%D0%B2%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%B0 Поворот фордевинд при управлении яхтой в одиночкуНу что ж приступаем к повороту фордевинд при управлении парусной яхтой в одиночку. Еще раз в голове прокручиваем последовательность предстоящих действий. Вспоминаем о «коровьем оверштаге». И если не передумали, командуем себе: поворот! Перед поворотом можно немного привестись , набрать ветра и скорости. Затем плавно, на небольшой угол переложите руль от ветра. Яхта начнет поворот. У штурвала делать уже нечего, дальнейшее движение яхта выполнит сама. И чем на больший угол переложен штурвал, тем быстрее она это сделает. Переходите к лебедке, с заведенным и закрепленным гика-шкотом. Возьмите шкот на руки, сняв его со стопора. И начинайте выбирать вместе с поворотом яхты. При пересечении линии ветра гик с гротом будет переходить на другой борт. Можно помочь ему, переместив рукой за линию ветра. Далее при классическом в яхтинге повороте фордевинд, следует плавно растравить гика-шкот до положения, необходимого для бакштага на другом галсе . Но мы же осуществляем управление яхтой в одиночку и на это нет времени, помочь некому, а у нас есть еще один парус, настоятельно требующий нашего внимания. Закрепите гика-шкот в лебедке под небольшим углом к диаметральной плоскости яхты. При этом амплитуда движения гика при наполнении паруса ветром будет не сильно большой, что смягчит его перевод. Да, после поворота такое положение грота заставит яхту сильнее приводиться. Но всегда приходится чем-то жертвовать. Тем более , что нам это ничем серьезным не грозит, надо только не забыть вернуть лодку на нужный курс. Самое время заняться стакселем. Здесь придется работать одновременно с двумя стаксель-шкотами. И хотя мы совершаем управление парусной яхтой в одиночку , у нас же две руки и трудности нас не пугают. Возьмите оба стаксель шкота в руки, вытравите слабину незакрепленного шкота и снимите со стопора лебедки подветренный. Хотя он уже перестал быть подветренным. Мы же помним , что лодка в этот момент пересекает линию ветра. Поэтому стравливая его, быстро выбирайте другой шкот. Стаксель с хлопком перейдет на противоположный борт и наполнится. От хлопка избавиться вряд ли удастся. Но это не результат управления яхтой в одиночку. Собственно говоря, и при работе с двумя матросами характерный хлопок будет, шкотовый угол паруса здесь работает как плетка, а синхронизировать действия двух человек довольно сложно. Для компенсации этого явления, изнашивающего парус, и стравливают плавно предыдущий рабочий шкот. Не мешкая, заведите шкот на стопор лебедки и возвращайтесь к штурвалу. Помните, яхта в этот момент быстро приводится, и если намечали ориентир нового курса, скорее всего увидите, что вы его уже пересекли. Ничего страшного, успели вовремя. Положите лодку на нужный курс и зафиксируйте руль в этом положении. Затем возвращайтесь к парусам. Растравите гика-шкот до принятия гротом необходимого положения и если нужно набейте ручкой стаксель для балансировки парусов яхты на новом галсе. Поворот фордевинд при управлении яхтой в одиночку закончен. Правильно, по окончании перебрать разбросанные в процессе маневра веревки и сбухтовать их. Все. Берите управление лодкой и наслаждайтесь яхтингом на новом курсе. Как видите ничего сложного. Главное не суетится и делать последовательно необходимые шаги. Но опять напоминаю о «коровьем оверштаге». Он приводит к тем же результатам, а нервы бережет. А это, согласитесь, в яхтинге важно, особенно когда совершаете управление парусной яхтой в одиночку. Блок: 4/4 | Кол-во символов: 3467
Источник: https://wind-sail.ru/sail/manevri/vypolnenie-povorota-fordevind-na-jahte-v-odinochku/ в) Поворот «оверштаг» с задним ходом (Рис. 8)132. Часто встречается такое положение, что парусное судно с прямым вооружением не в состоянии сделать поворот «оверштаг» с переднего хода и, дойдя носом до линии ветра, обстенив фоковые паруса, совершенно теряет ход, будучи, например, сбито крупной волной и затем через короткий промежуток времени заимев задний ход, не переваливается на другой галс. 133. Приведенное положение в предыдущей статье еще не говорит о том, что поворот «оверштаг» не удался и надо делать новый поворот или считать, что судно стало в опасное положение, будучи неуправляемым. 134. В тот момент, когда судно дошло до линии ветра носом и, обстенив фоковые паруса, как в положении 5, ст. 126 и потеряло передний ход, следует переложить руль прямо, и как будет видно, что судно заимело хотя бы незначительный задний ход, положить руль на противоположный борт тому, в какую сторону ворочали при начале поворота (руль па ветер). (Положение № 2). Pиc . № 8. Поворот оверштаг с задним ходом. 136. В тот момент, когда судно разворачивается на нужный нам галс и уже гротовые паруса забрали ветер, брасопятся фоковые паруса по гротовым и судно, постепенно остановившись, тронется к ветру и заимеет передний ход. (Положение № 4). 137. В остальном оканчивать поворот «оверштаг» с задним ходом следует как обычный поворот «оверштаг» с переднего хода. 138. Следует учесть, что поворот «оверштаг» с задним ходом занимает не только много времени, но и очень много места. Этот поворот не рекомендуется делать в узкостях и вблизи подветренного берега. Блок: 4/6 | Кол-во символов: 1870
Источник: https://flot.com/publications/books/shelf/vlasov/5.htm Это интересно: Тримаран Шторм — проект многоцелевого катера буксировщика для водного спорта и туризма г) Неудавшийся поворот «оверштаг»139. Случается, что судно, не дойдя к линии ветра даже фока-реей (около 35 градусов), сбивается волной (будучи мало загруженным пли плохо удиффереитовапным) на старый галс. При таком положении судно утрачивает передний ход и находится в положении судна, вышедшего из ветра. 140. Самым важным моментом при неудавшемся повороте — это своевременно убедиться, что поворот не удается и без особого промедления прекратить бесполезную попытку сделать поворот и возможно скорее привести судно па прежний галс. Если будет упущен момент, то очень долго судно будет оставаться в неуправляемом положении, обстенятся все паруса и судно получит значительный задний ход с заклиненным на борт рулем. 141. Чтобы привести судно на старый галс, следует перебрасопить на другой галс фоковые паруса и держать их обстененными до тех нор, пока судно не увалится под ветер и гротовые паруса заберут ветер. 142. Как только гротовые паруса заберут ветер, необходимо перебрасопить фоковые паруса на прежний галс, дать судну передний ход и снова делать поворот «оверштаг», а если в этом нет уверенности и близость берега не позволяет допускать повторных попыток, то надо поворачивать «через фордевинд». Блок: 5/6 | Кол-во символов: 1256
Источник: https://flot.com/publications/books/shelf/vlasov/5.htm д) Поворот через фордевинд. (Рис 9)143. Поворот «через фордевинд» состоит из двух действий: спуститься под ветер и привестись к ветру. Судно, желая сделать поворот «через фордевинд», спускается под ветер до линии фордевинд и, когда пройдет эту линию, приводится к ветру на новый галс до желаемого курса бакштаг, галфвинд пли бейдевинд. 144. Техника поворота «через фордевинд» заключается в следующем: Предположим, судно идет курсом бейдевинд правого галса (см. рис. 9), необходимо прежде всего убрать все паруса бизань-мачты, второй грот взять па гитовы и гордени, затем обрасопить паруса грот-мачты и держать их в положении левентих, положить руль лево на борт (под ветер), фоковые паруса и кривера остаются без изменения. (Положение № 1). 145. По мере того, как судно будет катиться под ветер (в данном случае влево), гротовые паруса все время до липни: полный бакштаг брасами держатся в левентих. (Положение № 1). Как только судно пройдет линию галфвинд и ляжет на полный бакштаг, гротовые паруса ставятся прямо (фордевинд), между тем руль остается под ветром (лево на борт) и судно продолжает катиться под ветер в сторону поворота. (Положение № 2). 146. Чтобы ускорить поворот и уменьшить диаметр циркуляции, описываемой судном на повороте, когда оно перевалит линию фордевинд, ставится бизань и второй грот. Реп грот-мачт брасопятся последовательно, следуя за поворотом судна на новый галс по ветру, но чтобы они все время работали, давая ход судну. (Положение № 3). 147. Как только судно дойдет до линии полный бакштаг нового галса, фоковые реи брасопятся па фордевинд. (Положение № 3-а). Далее, как только судно дойдет до линии галфвинд, фоковые паруса брасопятся ровно с гротовыми с расчетом лечь на желаемый курс относительно ветра. (Положение № 4). 148. При повороте «через фордевинд» следует наблюдать момент прохода линии галфвинд, чтобы не упустить момента сразу же осаживать фока-галс и шкот, одержать руль и стянуть шкоты кливеров, дабы излишне рыскливое судно по инерции не вышло из ветра, резко пройдя линию бейдевинд. (Положение № 5). Рис. № 9. Поворот через фордевинд. |
Источник: https://flot.com/publications/books/shelf/vlasov/5.htm
Бейдевинд
Лучшие парусные суда ходят под углом 30—35° к направлению вымпельного ветра. Вследствие сложения векторов скорости ветра и встречного потока воздуха, скорость вымпельного ветра на курсе бейдевинд оказывается максимальной, также как и подъёмная сила на парусе, пропорциональная квадрату скорости ветра. Максимальной величины достигает и сила дрейфа. Если попытаться идти под более острым углом к ветру, то скорость судна будет снижаться, парус станет заполаскивать, подъёмная сила снизится и, наконец, наступит момент, когда дрейф и сопротивление воды движению намного превысят тягу. Судно потеряет ход.
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%83%D1%80%D1%81_%D0%BE%D1%82%D0%BD%D0%BE%D1%81%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE_%D0%B2%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%B0
Литература
- Морской энциклопедический справочник / Н. Н. Исанин. — Ленинград: Судостроение, 1986. — Т. 1, 2. — 512, 520 с.
- Военно-морской словарь / В. Н. Чернавин. — Москва: Воениздат, 1990. — 511 с. — ISBN 5-203-00174-X.
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%83%D1%80%D1%81_%D0%BE%D1%82%D0%BD%D0%BE%D1%81%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE_%D0%B2%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%B0
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:
- https://wind-sail.ru/sail/manevri/vypolnenie-povorota-fordevind-na-jahte-v-odinochku/: использовано 2 блоков из 4, кол-во символов 5967 (34%)
- https://flot.com/publications/books/shelf/vlasov/5.htm: использовано 6 блоков из 6, кол-во символов 10152 (58%)
- https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%83%D1%80%D1%81_%D0%BE%D1%82%D0%BD%D0%BE%D1%81%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE_%D0%B2%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%B0: использовано 3 блоков из 10, кол-во символов 1421 (8%)