Лодка МКМ — детище ярославских конструкторов. Она была разработана для тихой рыбалки на спокойной реке или озере. Одно из редких судов в своем классе, на которых можно закидывать снасти с носовой палубы. Создатели увеличили вместимость, дали возможность устанавливать моторы до 25 л.с.
Основные преимущества — прочность, надежность, вместительность. Требовать от нее высоких скоростей не приходится, так как это скорее бомбардировщик, нежели истребитель. Умеет шустро ходить под слабосильными двс, не любит высокой ряби. При этом обладает ровным спокойным нравом.
Источник: https://vipkater.ru/vodnyj-transport/lodki-i-katera/mkm/
Содержание
- 1 Достоинства
- 2 Общее расположение мотолодки «МКМ»
- 3 Описание
- 4 Технические характеристики лодки «МКМ»
- 5 История и цели создания
- 6 Фотографии моторной лодки «МКМ»
- 7 Внешний вид и особенности конструкции
- 8 Доработка и ремонт лодок МКМ
- 9 Схема
- 10 Лодка «МКМ» на видео
- 11 Оборудование и комплектация
- 12 Информация о моторной лодке «МКМ»
- 13 Обитаемость
- 14 Перевозка лодки
- 15 Тюнинг и переделка мотолодки «МКМ»
- 16 Непотопляемость
- 17 Таблица скоростей
- 18 Под мотором
- 19 Под веслами
- 20 На волне
- 21 Цены
- 22 Отзывы
Достоинства
- Остойчивость на спокойной воде
- Вместимость
- Вес
- Долговечность, прочность
- Наличие реданов
- Запас плавучести
Источник: https://vipkater.ru/vodnyj-transport/lodki-i-katera/mkm/
Это интересно: Мотолодка Ладога-2: описание моторной лодки Ладога-2
Общее расположение мотолодки «МКМ»
Корпус — клепаной конструкции из дюралюминия Д16АТ, детали набора — штампованные из алюминиево-магниевого сплава АМг5М и дюралюминиевых профилей. Толщина обшивки днища и палубы — 1 мм. Система набора — смешанная с шестью шпангоутами и продольными стрингерами по днищу. Форпик и моторный отсек отделены от кокпита водонепроницаемыми переборками. На стоянке в моторный отсек может быть уложен подвесной мотор и отсек закрыт сверху металлическими крышками. Форпик объемом 168 л вместе с 90-литровым герметичным ящиком под кормовой банкой обеспечивает .
Лодка оборудована тремя поперечными банками, ветровым стеклом, деревянными реечными сланями. Два носовых сиденья снабжены откидывающимися спинками. Под палубой в носу оборудован небольшой багажник с запираемой на замок крышкой в переборке. Эксплуатация лодки допускается при высоте волны до 0,25 м и удалении от берега до 1000 м. При плавании на волнении лодка сильно забрызгивается вследствие малой килеватости днища, низкого расположения скулы в носовой части и отсутствия скуловых брызгоотбойников. Из-за имеющегося отгиба днища вниз у транца «МКМ» зарывается в волну и имеет тенденцию к опрокидыванию через скулу. Для устранения этих недостатков консультантами журнала «Катера и Яхты» была рекомендована установка скуловых брызгоотбойников и поперечного редана. Завод предпринимал попытки организовать выпуск рубок для мотолодки «МКМ», однако дальше опытных образцов дело не пошло. Лодка «МКМ» может быть рекомендована для выхода на рыбалку с моторами типа «Москва» и «Ветерок» и для прогулок с более мощными моторами.
В целом, лодка «МКМ» получилась неудачной. Её мореходные качества и безопасность эксплуатации ничуть не лучше, чем у «Казанки». Кроме того, «МКМ» не обладает никакой «изюминкой», т. е. какими-то положительными качествами, позволявшими бы в определённых условиях эксплуатации отдать предпочтение «МКМ» перед другими лодками.
Дюралевая моторная лодка МКМ, технические характеристики которой были практически идентичны устаревшей «Казанке», выпущена Ярославским судостроительным комбинатом в 1968 году. Ее основное отличие от предшественницы заключалось в возможности оснащения навесным силовым агрегатом мощностью до 25 лошадиных сил. Тем не менее с таким мотором судно существенно теряло в мореходности, происходили частые удары носом о воду, способствующие намоканию кокпита. Нормально эксплуатировать плавсредство можно только в спокойном водоеме на удалении от берега не более одного километра.
Источник: https://barmintea.ru/technical-characteristics-of-the-boat-is-a-micrometer-drawing-of-transom-reinforcement-motor-boat-mkm/
Описание
Выпуск этой модели начался в 60-х годах прошлого столетия. В качестве образца служила лодка МК29, от которой было взято немало различных деталей и особенностей. Толчком к изготовлению послужило устаревание лодок модели «Казанка», по причине того, что на их борту нельзя было разместить двигатель большей мощности, чем 12 л.с.
Несмотря на все технические усовершенствования, переход на более мощный мотор принес свои трудности. Одним из них является перемещение по не спокойной водной поверхности. Не рекомендуется использовать лодку МКМ при сильном волнении воды, потому как после ударов волн в носовую часть, вода будет заливаться в кокпит. В результате этого пассажиры окажутся в не самых комфортных условиях.
Корпус
Основа судна состоит из дюралюминия. Максимальная толщина не превышает 1 мм. Крепления корпуса исполнены в виде заклепок. Днище тоже не лишено недостатков, потому как имеет плохую килеватость, всего 2Со, что в свою очередь отражается на ее устойчивости. Скулы лодки расположены очень низко и это лишает ее защищенности от брызг. Находятся, конечно, умельцы, которые решают эту проблему самостоятельно, путем наращивания дополнительных заборников.
Неоспоримый плюс! Лодка МКМ, за счет плоского днища, имеет потрясающую устойчивость во время статического стояния на воде. Это в свою очередь сказывается на комфортном пребывании пассажиров. Данный плюс является неоспоримым преимуществом во время рыбалки.
Мореходные качества
Движение лодки МКМ ограничивают высокие волны на поверхности воды. Но если показатели высоты не превышают 30-ти сантиметров, то волны вполне преодолимы транспортом и не представляют особых проблем. Такое ограничение сокращает количество дней в году, в которые есть возможность выйти на воду.
Используя данное плавсредство, стоит запомнить еще одно правило! Не устанавливать мотор мощностью большей, чем заявлено производителем в характеристиках лодки МКМ. Такое пренебрежение может привести к различным не предсказуемым последствиям.
Именно эти показатели ограничивают использование данного судна. Но если применять ее в небольших водоемах, в около прибрежных зонах или во время стояночной рыбалки, то лодка МКМ может не плохо послужить. К тому же она хорошо ведет себя на небольших речушках.
Дайвинг на Волге. Поднял алюминиевую лодку МКМ. diving
Источник: https://portovoy.ru/lodki/kakie-harakteristiki-imeet-lodka-mkm.html
Технические характеристики лодки «МКМ»
Если коротко, то все данные об этом транспортном средстве можно представить в следующей форме:
- наибольшая длина – 410 сантиметров;
- максимальная ширина – 152 сантиметра;
- высота борта в минделе – 57 сантиметров;
- величина угла килеватости дна в транце – 2 градуса;
- расчетный вес вместе с оборудованием и снабжением – 150 килограмм;
- грузоподъемность – 400 килограмм;
- пассажировместимость – 4 человека;
- максимальная мощность устанавливаемого мотора – 25 лошадиных сил;
- максимальная скорость с самым мощным мотором и полной загрузкой – 32 километра в час.
Полезные усовершенствования лодки «МКМ»
Источник: https://motorlodki.ru/motornye-lodki/lodka-mkm
История и цели создания
До 1967 года единственным дюралюминиевым моторным катером серийного отечественного производства была Казанка, оказавшаяся недостаточно безопасной при установке подвесных моторов свыше 12 л.с. В основе конструкции лежит фанерный прототип МК 29. Перед командой разработчиков стояла задача запустить в серию дюралюминиевое судно, для изготовления которого не требуются сложные высокотемпературные технологические процессы. Чтобы ее можно было изготовить на любом небольшом предприятии. Более того, чтобы каждый желающий своими руками собрал ее по чертежам, имеющимся в свободном доступе.
Опросы показали, что большая часть владельцев использует катера для охоты, рыбалки. В результате конструкция корпуса и оборудование были максимально приспособлены к данной задаче за счет широкого кокпита, съемного стекла, а также повышенной статической остойчивости. Благодаря небольшим завалам бортов, а также плоскодонной форме удалось решить задачу проходимости на мелководных реках, озерах. А за счет усиленного транца повысилась допустимая мощность двигателя с 12 до 25 л.с.
Производство моторной лодки МКМ было развернуто на небольших судостроительных заводах благодаря более простой технологии сборки. Мотоботы выпускались по единому проекту в Ярославле и Харькове, а также в Астрахани на заводе “Красные Баррикады”. Поэтому в народе она известна, как “Ярославка”, “Харьковчанка”, “Астраханка”. Отсюда все споры между владельцами относительно загиба дна у кормы. В одних моделях он имеется, а в других отсутствует. Вместо установки поперечного редана завод предпринимал попытки изменить профиль судна. В результате появились модели лодок с загибом.
Видео лодки МКМ:
Источник: https://vipkater.ru/vodnyj-transport/lodki-i-katera/mkm/
Это интересно: Мотолодка Москва-2: технические характеристики моторной лодки: катера с каютой Москва-2
Фотографии моторной лодки «МКМ»
«МКМ» с родным стеклом
Заводская табличка от лодки «МКМ»
Источник: https://motorka.org/m_lodki/624-motolodka-mkm.html
Внешний вид и особенности конструкции
Катер выполнен из дюралюминия Д 16АТ при помощи клепки, состоит из 6 шпангоутов, удерживающих стрингеры. Остроскулые глиссирующие обводы вместе с высоко поднятой скулой смягчают удары днища на ряби. Чтобы уменьшить сопротивление, оказываемое заклепками, подобраны метизы с бочкообразной головкой. Между шестым шпангоутом и транцем кормовой отсек закрыт сверху сдвигающимися крышками, закрывается на замок. Он предназначен для хранения ПМ и отделен от кокпита гидроскопичной перегородкой. Для крепежа ПМ имеется вырез. На флорах первого и второго шпангоутов есть выпуклости для более плотного прилегания обшивки.
Запас плавучести распределен на два воздушных герметичных отсека: в корме (90 л) и на носу (168 л). Между носовыми шпангоутами находится багажник с запирающейся на замок крышкой в переборке. Дно и палуба имеют толщину 1,5 мм, а боковых стенок 1 мм.Для лодки МКМ стационарное ветровое стекло оказалось неудобным, потому что во время рыбалки мешало проходить под нависающими ветвями деревьев, низкими мостами. Поэтому было решено сделать его съемным. Крепеж осуществлялся на 20 винтах. Как и хотели разработчики, характеристики лодки МКМ отлично подходят для рыбалки на тихой ряби, семейных прогулок.
Источник: https://vipkater.ru/vodnyj-transport/lodki-i-katera/mkm/
Доработка и ремонт лодок МКМ
Характеристики плавательного средства можно улучшить самостоятельно несколькими способами. Чтобы устранить чрезмерный отгиб донной части, необходимо расформировать заклепочные швы, фиксирующие донную обшивку, борты по скулам, стрингеры с килем. Выполнять процедуру следует от транца до второго шпангоута кормы.
Транцевый нижний край вкупе с отогнутым элементом обрезается на 8 миллиметров, а часть перегородки моторного блока — на 3 мм. По такому же принципу укорачиваются кромки бортовых пластин, взаимодействующих со скулой. Стрингеры осаживаются заподлицо с новой плоскостью днища, приклепываются на место части транца.
Комплект временно собирается на болты, к нему прижимаются листы обшивки с контролем обводов днища. Для этого подойдет полутораметровая рейка или металлическая линейка. По всей площади на расстоянии 1,5 метра от транца измерительное устройство должно максимально плотно совмещаться с обшивкой. Далее подгоняют скуловые угольники и профиль киля. При этом заклепочные гнезда нужно расширить до диаметра 4,2 мм, уложить уплотнительную ленту и зафиксировать швы новыми заклепками.
Источник: https://barmintea.ru/technical-characteristics-of-the-boat-is-a-micrometer-drawing-of-transom-reinforcement-motor-boat-mkm/
Схема
Источник: https://vipkater.ru/vodnyj-transport/lodki-i-katera/mkm/
Лодка «МКМ» на видео
Лодка «МКМ» под мотором Yamaha-2M
Лодка «МКМ» и Tohatsu 9.8, выход на глис. В лодке всякий рыбацкий шмурдяк и один человек 70кг. Скорость 32км/час
Лодка «МКМ» + мотор Suzuki 15
Лодка «МКМ» под мотором Mercury-25M
«МКМ» с мотором Привет-22
Спуск на воду «МКМ»
«МКМ» с мотором Нептун-23
Кременчугское водохранилище. Мотор Yamaha 20. Идем на малом газу. Волна до метра. Снимал сверху, мобила всего не передала. Вопреки негативным отзывам о «МКМ», лодка «при наличии мозгов» справляется с волной нормально.
Ещё видео
Источник: https://motorka.org/m_lodki/624-motolodka-mkm.html
Оборудование и комплектация
- Три поперечные банки
- На носовой банке два сиденья с откидными спинками
- Ветровое стекло
- Деревянные реечные пайолы
- Весла
- Черпак
Источник: https://vipkater.ru/vodnyj-transport/lodki-i-katera/mkm/
Информация о моторной лодке «МКМ»
Лодка «МКМ» — паспорт и инструкция по эксплуатации
Лодка «МКМ» на видео
Усовершенствование серийных мотолодок. Лодки «Казанка», «Крым», «Обь», «Днепр», «МКМ»
Обсуждение лодки «МКМ» на форуме (более 30 тем)
Источник: https://motorka.org/m_lodki/624-motolodka-mkm.html
Обитаемость
Для снижения стоимости катера тент из комплектации убрали, а зря. Вода, перекатываясь через нос и ветровое стекло, заливает кокпит. Если удается избежать такой ситуации, все равно водитель у румпеля получает свою порцию брызг. Поэтому при приобретении данного плавсредства желательно приобрести либо пошить тент. Астраханка устойчива, однако посадка пассажиров при отсутствии пирса затруднена, так как им приходится проходить с палубы через ветровое стекло с деревянными сидениями банок. Легко поскользнуться, получить травму. Это лечится путем установки калитки на ветрозащиту.
Жилое пространство просторное. Сняв банки, можно втроем ночевать в спальниках. Однако стоит помнить о том, что Харьковчанка не любит гребней более 25 см. Если для водоема характерна быстрая смена погоды, лучше не рисковать. Для рыбалки Астраханки очень удобны, потому что внутри достаточно места, просторно. Нет элементов, за которые цепляются снасти. Можно опираться на борт без опасения оверкиля. При большом улове это незаменимое качество.
Два вместительных рундука обеспечивают защиту багажа от влаги. Так как они запираются, при транспортировке на прицепе можно судно не разгружать. Это сокращает время спуска, доставки в гараж после отдыха. Причем багажники вместительные, позволяют взять с собой все необходимые снасти ,средства индивидуальной защиты и т.д. без потери полезного пространства на кокпите. Два носовых сиденья снабжены откидывающимися спинками. Это удобно во время рыбалки, потому что пассажиры могут быстро разворачиваться и управлять снастями. Очищать винт от водорослей сложно из-за того, что кормовой воздушный отсек имеет недостаточный объем, корма проседает при попытке дотянуться до лопастей.
Источник: https://vipkater.ru/vodnyj-transport/lodki-i-katera/mkm/
Перевозка лодки
Поскольку вес Ярославки без ПМ равен 132 кг, то он подходит для транспортировки на багажнике авто при условии, что его габариты не выступают более чем на 50 см по габаритам. При этом грузить Ярославку в одиночку на крышу автомобиля тяжело, если нет автоматического погрузчика в виде направляющих с лебедкой. Все же лучше транспортировать данное плавсредство на прицепе в соответствии с правилами ГПДД. Ходовой тент и тент транспортировочный надежно защищают кокпит во время перевозки, а также спуска.
Источник: https://vipkater.ru/vodnyj-transport/lodki-i-katera/mkm/
Тюнинг и переделка мотолодки «МКМ»
«МКМ» с каютой
«МКМ» со стеклом от компании «Лодка-44»
Самодельный самоотливной рецесс на «МКМ»
Самодельное ветровое стекло и релинги на «МКМ»
Самодельное ветровое стекло и релинги и самоотливной рецесс на «МКМ»
Самодельное ветровое стекло на «МКМ»
Автомобильное стекло на моторной лодке «МКМ»
Самодельное стекло с калиткой и ходовой тент на «МКМ»
Самодельное стекло с калиткой на «МКМ»
Самодельный самоотливной рецесс, увеличен кокпит за счет носовой палубы
Самодельное стекло на «МКМ»
Источник: https://motorka.org/m_lodki/624-motolodka-mkm.html
Непотопляемость
Запас плавучести обеспечивается за счет воздушных герметичных отсеков общим объемом 258 литров (90 на носу, 169 на корме). В отличие от пенопласта воздушные камеры не боятся бензина, не подмокают. В то же время в случае пробоя они не способны выполнять свою функцию. Толщина дна и палубы 1,5 мм. Поэтому стирание киля ей не страшно. Катер крепкий, выносливый. Согласно характеристикам лодки МКМ плавсредство должно оставаться в горизонтальном положении при заполнении, обеспечить безопасность четырем пассажирам на плаву, держащихся за катер.
Надводная часть, м | |||||
---|---|---|---|---|---|
Нагрузка | Водоизмещение, кг | Нос | Миндель | Корма | Осадка, м |
Пустая, с ПМ, топливом | 200 | 0,51 | 0,47 | 0,36 | 0,12 |
4 человека | 540 | 0,4 | 0,4 | 0,32 | 0,19 |
5 человека | 625 | 0,38 | 0,38 | 0,3 | 0,21 |
Надводная части корпуса выступала на 25 см от верхней кромки выреза под двс при полной загрузке на спокойной воде. Чтобы снизить риски было принято решение установить водонепроницаемую переборку моторного отсека. Однако эта мера не давала должных результатов. На помощь пришел автоматический шпигат. Остойчивость оказалась на высоком уровне. Это доказали практические испытания. Трое пассажиров из четырех садились на край палубы. При этом его надводная часть поднималась над водяной гладью на 20 см. Если один человек вставал на борт, заливания, опрокидывания не наблюдалось.
Продольная остойчивость измерялась на Вихре весом 47 кг. При его установке двое пассажиров вставали в моторный отсек. В результате до воды от верхней кромки выреза транца было 10 см. Непотопляемость была проверена через затопление с заменой ПМ, вместо которого была использована стальная плита массой 60 кг. Корма была под водой, на поверхности оставался форштевень выдававшийся на 20 см. Если балласт перемещался к боковой стороне кормы, сохранялась положительная остойчивость без крена.
Объема воздуха в отсеках было достаточно для удержания одного человека, когда он стоял на палубе. При высоте надводного борта 6 см. Благодаря приведенным характеристикам лодки ее часто использовали спасательные станции (при извлечении человека из водоема судно сохраняло равновесие, гарантировало безопасность экипажа).
Источник: https://vipkater.ru/vodnyj-transport/lodki-i-katera/mkm/
Таблица скоростей
Нагрузка, чел. | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
---|---|---|---|---|---|
км/ч | 14 | 15,3 | 20,5 | 24,8 | 29 |
Сравнительный анализ моторов Johnson и Tohatsu
Нагрузка | V, км/ч | Винт | Расход топлива, л/ч | |
---|---|---|---|---|
Johnson — 30 | 4 | 44 | 12 | 12 |
Tohatsu — 18 | 3 | 34-36 | 9 | 7 |
Tohatsu — 18 | 1 | 40 | 11 | 7 |
Сравнительный анализ моторов Нептун-23, Вихрь-20, Mercury 25, Tohatsu (Nissan) 18
Корпус | Мотор | Винт | Число винтов (моторов) | Загрузка, кг | Обороты, 1/мин | Скорость, км/ч |
---|---|---|---|---|---|---|
МКМ | Mercury 25 | Merc_10_13 | 1 | 130 | 5800 | 41 |
МКМ | Tohatsu (Nissan) 18 | Tohatsu 9,2_9,1 | 1 |
230 |
5350 |
33 |
МКМ | Вихрь-20 | Вихрь_240_300 | 1 |
300 |
31 |
|
МКМ | Нептун-23 | Нептун_240_300 | 1 |
230 |
36 |
Источник: https://vipkater.ru/vodnyj-transport/lodki-i-katera/mkm/
Под мотором
Сравнивая описания двигателей, можно сказать, что выгоднее использовать Tohatsu, поскольку он потребляет минимальное количество топлива. Тем не менее, отечественные модели стоят на порядок меньше, дешевле в обслуживании. Запас прочности транца МКМ не выдерживает превышения мощности, склонен к растрескиванию. А поскольку АМг не варится, производить ремонтные работы можно только через заклепки.
Под Вихрем 30 при максимальной загрузке обводы Ярославки начинают работать, как положено. Если ПМ слабее, волну проходит не носом, а днищем, разбивая заклепки. Сбрасывать обороты лучше постепенно. Свыше 32 км/ч вождение приобретает экстремальный характер, поэтому превышать рекомендуемый показатель не рекомендуется. При мощности в 25 л.с. выходит на глисс с грузом 300-400 кг. Резких маневров не любит. Корпус с днищем малой килеватости при увеличении скорости начинает опускать нос, рыть. При добавлении газа быстрее бежать Ярославка не будет.
Источник: https://vipkater.ru/vodnyj-transport/lodki-i-katera/mkm/
Под веслами
Для гребли спинки с передних сидений снимаются. Ход на веслах мягкий. подуключины находятся между 2 и 3 шп. Для тихого хода желательно использовать пластиковые прокладки, которые снижают шум от трения металлических деталей.
Источник: https://vipkater.ru/vodnyj-transport/lodki-i-katera/mkm/
На волне
При гребнях более 30 см рыскает, а при гребнях до 50 см зарывается в воду, заливая кокпит. При сильной ряби двигатель работает в полный газ во избежание подныриваний. Мягкий ход только по тихой воде. Заплескивание наблюдается при 50-сантиметровых гребнях, а при 30 см ощущается биение, особенно на передних банках. При модернизации корпуса и оборудовании поперечным реданом ситуация улучшается.
Источник: https://vipkater.ru/vodnyj-transport/lodki-i-katera/mkm/
Цены
Цены лодки “МКМ” на Авито располагаются в диапазоне от 20 до 425 тысяч рублей. Ассортимент, представленный непосредственно на Авито, небогат. Это свидетельствует о том, что продажа б/у глиссеров такого класса нечастая, хозяева не стремятся расстаться со своим плавсредством. Стоимость разная, представители любых социальных слоев смогут подобрать для себя неплохой вариант.
Источник: https://vipkater.ru/vodnyj-transport/lodki-i-katera/mkm/
Отзывы
Отзывы владельцев о данной модели на форумах в большинстве положительные. Особенно хвалят ее рыбаки, для которых конструкторы заботливо продумали возможность рыбалки с форпика. Есть замечания по поводу забрызгивания кокпита и некой неповоротливости при воздействии волн.
Источник: https://vipkater.ru/vodnyj-transport/lodki-i-katera/mkm/
Количество использованных доноров: 5
Информация по каждому донору:
- https://vipkater.ru/vodnyj-transport/lodki-i-katera/mkm/: использовано 15 блоков из 20, кол-во символов 10887 (58%)
- https://motorlodki.ru/motornye-lodki/lodka-mkm: использовано 1 блоков из 5, кол-во символов 628 (3%)
- https://motorka.org/m_lodki/624-motolodka-mkm.html: использовано 4 блоков из 8, кол-во символов 1447 (8%)
- https://barmintea.ru/technical-characteristics-of-the-boat-is-a-micrometer-drawing-of-transom-reinforcement-motor-boat-mkm/: использовано 2 блоков из 8, кол-во символов 3636 (19%)
- https://portovoy.ru/lodki/kakie-harakteristiki-imeet-lodka-mkm.html: использовано 1 блоков из 3, кол-во символов 2332 (12%)