Производство «Нептун» началось на судостроительном заводе в Соснове, еще в 1971 году. Корпус состоит из 2 частей: обшивки и палубы. Он имеет изогнуто-килеватые обводы днища с брызгоотбойником и четырьмя продольными реданами. Деревянный киль и флоры подкрепляют днище. Блоки из пенопласта, расположенные в носу и корме лодки, обеспечивают непотопляемость. С тремя людьми на борту «Нептун» может глиссировать, развивая скорость от 30 до 39 км/ч. Благодаря использованию грузовых гребневых винтов с шагом 250 мм, показатель скорости можно повысить. Моторная лодка «Нептун»
Броская глянцевая поверхность привлекала покупателей. утверждала, что элегантность и комфортабельность являются визитной карточкой этой модели. После эксплуатации покупатели заметили некоторые недостатки. А именно:
- Появление трещин в обшивке из-за недостаточной прочности днища и бортов.
- Некачественный привальный брус.
- Отсутствие сухих багажников.
- Некачественный материал для тента.
- Небольшие размеры кокпита.
- Неудобная конструкция сидений.
Проект был изменен с учетом недоработок. Внешний вид остался прежним. Проектировщики сделали корпус более прочным с помощью утолщения обшивки, это привело к увеличению веса лодки на 15 кг. Были установлены более прочные и комфортабельные кресла и съемный кормовой диван. Для тента использовали более качественный материал. Так увидела свет модель «Нептун 2». Моторная лодка «Нептун-2»
Несмотря на некоторые доработки, недостатки все же присутствовали:
- кокпит по-прежнему оставался небольших размеров;
- отсутствовало вместительное багажное отделение;
- большая масса.
В 1976 году была выпущена новая модель – «Нептун 3». Эта лодка была предназначена как для коротких, так и для длительных прогулок.
Разработчики услышали потребителей и в новой модели увеличили размер кокпита (2х1,5 м), в котором могли разместиться 5 человек.
Верхняя часть корпуса также претерпела изменения. Лодка стала шире за счет увеличения высоты борта и небольшого развала бортовых ветвей шпангоутов. Образовавшийся по бокам слом, повысил жесткость обшивки и выступил в роли брызгоотбойника.
Под передней палубой расположилось багажное отделение, люк, которого превращается в походный столик. Моторная лодка «Нептун-3»
Вместо привычного кормового дивана в «Нептун 3», вдоль бортов установили сидения на продольных рундуках. При необходимости их можно трансформировать в спальные места.
Несмотря на все изменения, вес остался неизменным. Этого достигли за счет рационального использования материалов.
Источник: https://motorlodki.ru/motornye-lodki/lodka-neptun
Содержание
- 1 Характеристики моторной лодки «Нептун-3»
- 2 Общее устройство мотолодки «Нептун-3»
- 3 Отзывы
- 4 Теоретический корпус моторной лодки «Нептун-3»
- 5 Фотографии мотолодки «Нептун-3» (производства СССР)
- 6 Фотографии мотолодки «Нептун-3» (производства РФ)
- 7 Моторная лодка «Нептун-3» (производства СССР) на видео
- 8 Моторная лодка «Нептун-3» (производства РФ) на видео
- 9 Информация о моторной лодке «Нептун-3»
Характеристики моторной лодки «Нептун-3»
Длина наибольшая, мм | 4210 |
Ширина наибольшая, мм | 1800 |
Ширина по скуле на транце, мм | 1420 |
Высота борта на миделе, мм | 870 |
Осадка в грузу, мм | 290 |
Размер кокпита, мм | 2000X1500 |
Угол килеватости днища на транце | 8° |
Масса с оборудованием и снабжением, кг: | 200-220 |
Пассажировместимость, чел | 4 |
Грузоподъемность, кг | 400 |
Допустимая мощность ПМ, л.с. | 30-60 |
Скорость с полной нагрузкой под мотором «Нептун-23», км/ч | 30,6 |
Максимальная скорость под мотором «Нептун-23», км/ч | 39,5 |
Материал корпуса | стеклопластик |
Источник: https://motorka.org/m_lodki/2945-lodka-neptun-3.html
Опыт эксплуатации «Нептуна-3» в морских условиях
Первые мотолодки «Нептун-3» весили 200 кг., что даже меньше, чем вес существенно меньшего по размерам «Нептуна-2». Основная экономия веса была получена из-за применения принципа совмещения функций. Переборки носового и кормового багажников и бортовые рундуки-сиденья приформовывались к днищу и играли роль мощного набора. Однако, несмотря на верность заложенных конструктивных решений, при эксплуатации «Нептунов-3» первой партии на большой волне с моторами максимальной разрешённой мощности 50 л.с. происходили поломки переборок. Поэтому после получения первых ций заводом было принято решение ограничить допустимую мощность моторов для выпускаемых лодок до 30 л.с. и заняться доработкой конструкции с целью повышения прочности. С 1979г. выпускались доработанные лодки усиленной конструкции, вес которых увеличился до 220 кг. Внешне модернизированные лодки отличаются от лодок установочной серии тем, что носовая переборка в средней части доведена до днища и полностью изолирует багажный отсек от кокпита. В дальнейшем было принято решение увеличить допустимую мощность до 60 л.с., продиктованное желанием завода повысить шансы на победу в гонках на призы журнала «Катера и Яхты». Однако, 60 л.с. для «Нептуна-3» явно многовато.
При эксплуатации модернизированных «Нептунов-3» с моторами до 50 л.с. особых проблем не возникало, лодки показали себя с лучшей стороны. Мореходность «Нептуна-3» оказалась гораздо лучше, чем широко распространённых «Прогрессов» и «Казанок-5», так как корпус был несколько более килеватым и имел плавный подрез форштевня, что улучшало всхожесть на волну и уменьшало склонность к зарыскиванию. Практически «Нептун-3» не уступал по мореходности более килеватым дюралевым «Днепру» и «Оке-4»: нет худа без добра, больший вес «Нептуна» смягчал удары на волне. Однако из-за малого отношения длины к ширине при ходе под моторами мощностью 50~60 л.с. «Нептун-3» высоко выпрыгивал из воды при ходе на волнении. Приводнения после таких подлётов сопровождались тяжёлыми ударами. Поэтому оптимальной мощностью для «Нептуна-3» следует считать 40~50 л.с., причём желательно стремиться снижать вес силовой установки для уменьшения загрузки кормы и склонности к подлётам. Например, хороши для него два «Привета-22» (76 кг), «Вихрь-30Р»+»Ветерок-12» (71.5 кг). Хороши моторы зарубежного производства, только опять же, настоятельно рекомендуется выбирать мотор полегче, например, «Тохатсу-40С» (59 кг). Трёхцилиндровый же «Меркюри-40» весом 90 кг устанавливать нежелательно, как и два «Вихря-30» с электростартерами, которые потянут на 98 кг плюс ещё вес аккумулятора.
Впрочем, «Нептун-3» относительно несложно избавить от склонности к подлётам: для этого нужно установить на лодку транцевые плиты, на которых возникала бы дополнительная подъёмная сила, «прижимающая» нос лодки к воде. Если же плиты сделать в виде объёмных транцевых наделок (распространённое на западе конструктивное решение), можно увеличить вместимость и грузоподъёмность лодки, переместив в транцевые наделки пенопласт из блоков плавучести под рецессом.
«Нептун-3» проявил себя как весьма удобное для путешествий судно. Большой объём рундуков, удобная планировка кокпита, удобство устройства в лодке на ночлег, удобный набор швартовных уток и киповых планок — всё это ставит «Нептун-3» на одно из первых мест среди отечественных лодок. Следует отметить высокое качество декоративного окрашенного слоя обшивки «Нептунов» всех моделей. В отличие от других пластиковых лодок, «Нептуновский» декоративный слой не растрескивается очень длительное время, что способствует сохранению прочности и хорошего внешнего вида лодки.
В настоящее время производство мотолодок «Нептун-3» возобновлено после длительного перерыва.
Источник: http://www.motolodka.ru/mlneptun.htm
Общее устройство мотолодки «Нептун-3»
1 — стойка ходового огня; 2 — рецесс; 3 — быстро-съемный тент; 4 — весло-гребок; 5 — ДУ реверсом и газом; 6 — ниша для хранения мелких предметов; 7 — крышка люка багажника.
Пластмассовая мотолодка «Нептун-3», выпуск которой был освоен в 1976г., — комфортабельное и мореходное судно, приспособленное как для непродолжительных прогулок и воднолыжного спорта, так и для длительных путешествий. Она имеет высокий надводный борт, просторный кокпит с размерами 2х1,5м, уширенный обвод палубы у форштевня.
Обводы корпуса — изогнуто-килеватые, с умеренной килеватостью днища у транца, высоко поднятой скулой у форштевня и значительным развалом бортов. Днище снабжено двумя продольными реданами; на бортах имеется уступ, служащий брызгоотбойником и обеспечивающий жесткость обшивки. Просторная кормовая ниша рассчитана на спаренную установку подвесных моторов.
Источник: https://motorka.org/m_lodki/2945-lodka-neptun-3.html
Отзывы
- На лодке «Нептун» в походы отправляюсь только с другом, так как диван приходится снимать. На его место укладываем снаряжение и пару дополнительных канистр.
Неудобным оказалось низкое водительское сидение и высокое стекло. При среднем росте водителя, верхняя рамка стекла, находится прямо на уровне глаз.
А вот ровная поверхность дна порадовала. Уборка в лодке не доставит никаких неудобств (ничего не потеряется, попав под пайолы).
- «Нептун 3» довольно комфортабельная модель. Лодкой доволен, при аккуратном обращении прослужит долго. Порадовало наличие сливной пробки.
Сиденья удобные, не раз приходилось ночевать, используя раскладное спальное место.
Источник: https://motorlodki.ru/motornye-lodki/lodka-neptun
Теоретический корпус моторной лодки «Нептун-3»
Кокпит оборудован сиденьями в виде боковых продольных рундуков, что дает возможность при необходимости устроить удобные спальные места для 3 чел.
Длина рундука с уложенной в качестве изголовья спинкой сиденья — более 2 м, ширина — 0,55м. В рундуках можно разместить снабжение и багаж пассажиров, рыболовные принадлежности. Под носовой палубой оборудован багажный отсек, отделенный от кокпита переборкой. Погрузка вещей в него осуществляется через палубный люк. Здесь можно хранить туристское снаряжение, а на стоянке—матрацы, сиденья и т. п.
Опущенный вниз столик-крышка, расположенный на кормовой переборке, служит крышкой люка в отсек под моторным рецессом, который предназначен для хранения бензобаков, канистр и инструмента.
В закрытом положении столик можно закрыть на замок. Мотолодка комплектуется рулевым управлением. Рукоятка ДУ газом и реверсом моторов может быть закреплена на специальном кронштейне, установленном на продольном рундуке сбоку от водителя. Рядом с водителем находится пульт включения-выключения ходовых огней и зажигания мотора. Схема предусматривает подключение ходовых огней к системе освещения подвесного мотора.
Высота от сидений до верхнего полотнища складного съемного тента — 900~950 мм, что позволяет свободно перемещаться в лодке при поставленном тенте. В полотнище тента имеются боковые и кормовое окна из прозрачной пленки, а также клапан на кормовой части, позволяющий обслуживать мотор. Сложенный по-походному, тент укладывается на кормовую часть палубы.
Корпус мотолодки собирается из двух стеклопластиковых частей, формуемых в матрицах: наружной обшивки и палубы. Они соединены при помощи клея и винтов; место соединения снаружи закрывается пластмассовым привальным брусом. Жесткость обшивки корпуса обеспечивается благодаря продольным уступам на бортах, продольным реданам на днище и гофрам на палубе. Днище подкреплено продольным и поперечным набором, важными элементами которого являются стенки рундуков, носовая и кормовая переборки.
Непотопляемость и аварийная остойчивость лодки обеспечиваются блоками плавучести из пенопласта, размещенными под палубой в носу и в кормовой части продольных рундуков.
Под мотором «Нептун-23» с «белым» винтом (Н = 220 мм) лодка уверенно выходит на глиссирование с полной нагрузкой, при этом скорость составляет 30 км/ч. С одним водителем на борту максимальная скорость достигает 39,5 км/ч. С мотором «Вихрь-30» «Нептун-3» с полной нагрузкой развивает скорость 35,6 км/ч. Средняя скорость с двумя подвесными моторами мощностью по 25 л.с. в 110-километровых гонках на приз журнала «Катера и яхты» (2 чел. на борту) составила 50 км/ч; в гонке с полной нагрузкой — 44 км/ч. Естественно, в этих гонках использовались моторы с тщательно подобранными гребными винтами.
Источник: https://motorka.org/m_lodki/2945-lodka-neptun-3.html
Фотографии мотолодки «Нептун-3» (производства СССР)
Тюнинг кокпита моторной лодки «Нептун-3»
Тюнинг кокпита моторной лодки «Нептун-3»
Источник: https://motorka.org/m_lodki/2945-lodka-neptun-3.html
Фотографии мотолодки «Нептун-3» (производства РФ)
Заводская табличка с лодки «Нептун-3» производства компании ООО «Стеклопласт+К»
Источник: https://motorka.org/m_lodki/2945-lodka-neptun-3.html
Моторная лодка «Нептун-3» (производства СССР) на видео
Нептун-3 + мотор 40 лошадей, при загрузке 3 человека максимальная скорость 44 км/ч
Восстановление лодки «Нептун-3»
Восстановление лодки «Нептун-3»
Водометный катер на базе лодки «Нептун-3»
Водометный катер на базе лодки «Нептун-3»
Источник: https://motorka.org/m_lodki/2945-lodka-neptun-3.html
Моторная лодка «Нептун-3» (производства РФ) на видео
Источник: https://motorka.org/m_lodki/2945-lodka-neptun-3.html
Информация о моторной лодке «Нептун-3»
«Нептун-3» — новая модель пластмассовой лодки «Нептун»
В. М. Ефимов, Катера и яхты, №66, 1977 год
Опыт эксплуатации моторной лодки «Нептуна-3»
Обсуждение на форуме моторной лодки «Нептун-3»
Другие темы о лодках семейства «Нептун»
Источник: https://motorka.org/m_lodki/2945-lodka-neptun-3.html
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:
- https://motorka.org/m_lodki/2945-lodka-neptun-3.html: использовано 8 блоков из 9, кол-во символов 5112 (40%)
- https://motorlodki.ru/motornye-lodki/lodka-neptun: использовано 3 блоков из 3, кол-во символов 3957 (31%)
- http://www.motolodka.ru/mlneptun.htm: использовано 1 блоков из 2, кол-во символов 3768 (29%)