Парусами называют соединенные полотнища парусины, которые воспринимают давление ветра и используют для движения судна. Совокупность всех парусов называют парусным вооружением корабля. Под парусностью понимают как общую площадь всех парусов, так и типы парусов, которые несет данное судно или шлюпка (латинские, прямые, штормовые и т. д.). Различают носовую парусность, та площадь парусов, которые находятся к носу от вертикальной оси вращения корабля, и кормовую — площадь парусов, которые располагаются в корме от этой оси. Эти термины применяют при исследовании воздействия, которое оказывают соответствующие паруса на рыскание и поворотливость корабля.
Источник: http://korabley.net/news/parus_klassifikacia_nazvania_korabelnih_parusov/2009-04-30-231
Содержание
Типы парусного вооружения
Различают следующие основные типы парусного вооружения:
- Полное с прямыми парусами, привязанными к реям;
- Гафельное с косыми парусами: главным — между гафелем и гиком и верхним — между гафелем и стеньгой; верхний парус может быть заменён одним или несколькими прямыми, меньших размеров.
- Рейковое — парус поддерживается подвижным рейком. Употребляется на шлюпках и иногда для верхних прямых парусов при гафельном вооружении.
- Шпрюйтовое — гафельный парус, без гика, подкреплён косым шестом (шпрюйтом); для шлюпок.
- Португальское.
- Латинское — наиболее упрощённое для шлюпок.
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B0%D1%80%D1%83%D1%81%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%B2%D0%BE%D0%BE%D1%80%D1%83%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5
Виды парусов
Независимо от формы паруса по принципу их установки делятся на две главные категории — прямые и косые. Прямые паруса устанавливаются на реях и чаще всего имеют форму прямоугольника или трапеции. Их основной особенностью является симметрия: правая и левая половины любого прямого паруса зеркальны друг другу. Косые паруса устанавливаются на других элементах рангоута или на элементах такелажа (например, штагах) и могут иметь самую разнообразную форму (чаще всего — треугольную), практически никогда не являются симметричными. Прямые паруса, устанавливаемые на элементах рангоута, чаще всего являются основными и определяют тип парусного вооружения судна. Косые паруса, устанавливаемые на элементах такелажа, основными не являются и на определение типа парусного вооружения не влияют.
Основные косые паруса «распадаются» на две главные категории — простые и рейковые:
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B0%D1%80%D1%83%D1%81%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%B2%D0%BE%D0%BE%D1%80%D1%83%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5
Стоячий такелаж парусного корабля
Стоячий такелаж — совокупность судовых снастей, служащая для раскрепления неподвижных элементов рангоута и передачи тяги парусов корпусу судна. Будучи раз заведенным, стоячий такелаж всегда остается неподвижным. К стоячему такелажу относятся: ванты, фордуны, штаги, бакштаги, перты, а также кливер и бом-кливер леера.
Ванты удерживают мачты и стеньги в поперечных направлениях и отчасти сзади, фордуны — сзади и отчасти с боков, штаги — спереди. К прочностной надёжности и долговечности стоячего такелажа предъявляются высокие требования. Наиболее массивные снасти стоячего такелажа (ванты нижней мачты) изготовляют из стальных тросов диаметром до 50 миллиметров, накладывают попарно на оба борта в обхват топа мачты, проводят вниз к вант-путенсам, где обтягивают талрепами. Кроме того, одинарные ванты (топ-ванты) на каждый борт заводят в специальные обухи на топе мачты. Комли-вант заводят в вилки талрепов, заламывают в сторону кормы и крепят бензелями из мягкой проволоки. Для предохранения вант от раскручивания у талрепов закладывают ворст — специальный стопор из прутковой или полосовой стали, который крепится у комлей вант. Талрепы также фиксируют стальными стержнями. Фордуны и штаги (как парные, так и одиночные) изготовляют также из толстых тросов и крепят аналогично вантам.
Все ванты и топ-ванты полностью, а фордуны и штаги в местах касания к парусам клетнюют и тируют такелажным тиром для защиты от сырости. Остальные тросы стоячего такелажа иногда покрывают в декоративных целях водостойкими белилами. К стоячему такелажу относятся также и перты — растительные или стальные тросы на реях, на которые становятся матросы во время работы с парусами на реях. Обычно один конец перта крепится к ноку рея, другой — к середине рея за мачтой. Перты поддерживаются подпертками — обнесёнными вокруг рея короткими стропами.
50 — фок-ванты
51 — фор-стень-ванты
52 — фор-брам-ванты
53 — грот-ванты
54 — грот-стень-ванты
55 — грот-брам-ванты
56 — крюйс-ванты
57 — крюйс-стень-ванты
58 — крюйс-брам-ванты
59 — фор-стень-фордуны
60 — фор-брам-бакштаги
61 — фор-бом-брам-бакштаги
62 — фор-трюм-бакштаги
63 — грот-стень-бакштаги
64 — грот-брам-бакштаги
65 — грот-бом-брам-бакштаги
66 — грот-трюм-бакштаги
67 — крюйс-стень-бакштаги
68 — крюйс-брам-бакштаги
69 — крюйс-бом-брам-бакштаги
70 — крюйс-трюм-бакштаги
71 — фока-штаги
72 — фор-стень-штаги
73 — кливер-леер
74 — фор-брам-штаг
75 — бом-кливер-леер
76 — фор-бом-брам-штаг
77 — фор-трюм-штаг
78 — бом-утлегарь-штаг
79 — мартин-штаг
80 — мартин-бакштаг
81 — ватер-штаги
82 — грот-штаги
83 — грот-стень-штаги
84 — грот-брам-штаги
85 — грот-бом-брам-штаги
86 — грот-трюм-штаги
87 — бизань-штаги
88 — крюйс-стень-штаги
89 — крюйс-брам-штаги
90 — крюйс-бом-брам-штаг
91 — крюйс-трюм-штаг
110 — 124 — перты
Источник: http://ocean-media.su/rangout-stoyachij-i-begushhij-takelazh-parusnogo-korablya/
Латинские паруса
Латинские паруса это паруса треугольной формы, привязывают к рею длинной стороной; в диаметральной плоскости судна, по направлению к корме, их растягивают при помощи шкота. Латинские паруса относятся к косым. Они позволяют судну идти под углом 20 градусов относительно курса судна и направления ветра. Латинские паруса называют в зависимости от принадлежности к той или иной мачте, а именно: латинские фок, грот и бизань. Наибольший парус, применявшийся на галерах, назывался «bastardo», средний — «borda», самый меньший «marabotto». Каждый из парусов ставили в зависимости от силы ветра. При непогоде на «фортуна-рее» поднимали прямой — штормовой парус. До конца XVIII века на судах с прямыми парусами бизань-мачта несла латинскую бизань. Уже с середины XVIII века начали применять бизани двух форм: традиционной треугольной (так называемая бизань французского типа) и трапециевидной, закрепленной своей верхней стороной на рее, а передней, вертикальной, — на мачте (бизань английского типа). Бизань этой формы была похожа на гафельный парус — трисель. (рис. 3)
Источник: http://korabley.net/news/parus_klassifikacia_nazvania_korabelnih_parusov/2009-04-30-231
Бегучий такелаж парусного корабля
Бегучий такелаж — тросовая оснастка судна (тросы и цепи, служащие для подъёма тяжестей и различных сигналов, подъёма, опускания и изменения направления отдельных частей рангоута относительно диаметральной плоскости судна, уборки и постановки парусов) закреплённая только одним концом. Второй свободный конец — ходовой, или лопарь, обычно проводят через один или несколько блоков, клотов, коушей или юферсов, образуя тали, а затем крепят в соответствующем месте. Бегучим такелажем производятся работы, связанные с тягой, выбиранием и травлением. В свою очередь, бегучий такелаж разделяется на бегучий такелаж рангоута и бегучий такелаж парусов.
92 — фока-топенанты
93 — фор-марса-топенанты
94 — фор-брам-топенанты
95 — фор-бом-брам-топенанты
96 — фор-трюм-топенанты
97 — грот-топенанты
98 — грот-марса-топенанты
99 — грот-брам-топенанты
100 — грот-бом-топенанты
101 — грот-трюм-топенанты
102 — бегин-топенанты
103 — крюйс-марса-топенанты
104 — крюйс-брам-топенанты
105 — крюйс-бом-брам-топенанты
106 — крюйс-трюм-топенанты
107 — фор-трисель-эренс-бакштаги
108 — грот-трисель-эренс-бакштаги
109 — бизань-эренс-бакштаги
125 — фока-брасы
126 — нижние фор-марса-брасы
127 — верхние фор-марса-брасы
128 — нижние и верхние фор-брам-брасы
129 — фор-бом-брасы
130 — фор-трюм-брасы
131 — грота-брасы
132 — нижние грот-марса-брасы
133 — верхние грот-марса-брасы
134 — нижние грот-брам-брасы
135 — верхние грот-брам-брасы
136 — грот-брам-брасы
137 — грот-трюм-брасы
Источник: http://ocean-media.su/rangout-stoyachij-i-begushhij-takelazh-parusnogo-korablya/
Это интересно: Паруса яхты: рассмотрим тщательно
Рангоут парусного корабля
Рангоут (рангоутное дерево, рангоутные дерева) (от нидерл. rondhout — круглое дерево) — общее название устройств для постановки парусов (их подъёма, растягивания и удержания в штатном /рабочем/ положении), выполнения грузовых работ, подъёма сигналов и т. д. Ранее на судах парусного флота рангоут изготавливался из дерева (в связи с чем и назывался рангоутным деревом), впоследствии все главные части рангоута (мачты, бушприт, реи) стали изготавливать из стали или других материалов нерастительного происхождения (например, композитных материалов).
Мачты
1 — фок-мачта
2 — фор-стеньга
3 — фор-брам-стеньга
4 — фор-бом-брам-стеньга
5 — фор-трюм-стеньга
6 — флагшток
7 — грот-мачта
8 — грот-стеньга
9 — грот-брам-стеньга
10 — грот-бом-брам-стеньга
11 — грот-трюм-стеньга
12 — флагшток
13 — бизань-мачта
14 — крюйс-стеньга
15 — крюйс-брам-стеньга
16 — крюйс-бом-брам-стеньга
17 — крюйс-трюм-стеньга
18 — флагшток
19 — бушприт
20 — утлегарь
21 — бом-утлегарь
22 — мартин-гик
Реи
23 — фока-рей
24 — нижний фор-марса-рей
25 — верхний фор-марса-рей
26 — нижний фор-брам-рей
27 — верхний фор-брам-рей
28 — фор-бом-брам-рей
29 — фор-трюм-рей
30 — грота-рей
31 — нижний грот-марса-рей
32 — верхний грот-марса-рей
33 — нижний грот-брам-рей
34 — верхний грот-брам-рей
35 — грот-бом-брам-рей
36 — грот-трюм-рей
37 — бегин-рей
38 — нижний крюйс-марса-рей
39 — верхний крюйс-марса-рей
40 — нижний крюйс-брам-рей
41 — верхний крюйс-брам-рей
42 — крюйс-бом-брам-рей
43 — крюйс-трюм-рей
44 — площадка салингов
45 — фор-гафель
46 — грот-гафель
47 — бизань-гафель
48 — бизань-гик
49 — верхний бизань-гафель
Такелаж (нидерл. takelage (от takel — оснастка)) — совокупность снастей (тросов) всех видов, надежно крепящих отдельные части рангоута на местах и служащих для оснастки и управления им. Такелаж разделяется на бегучий и стоячий.
Источник: http://ocean-media.su/rangout-stoyachij-i-begushhij-takelazh-parusnogo-korablya/
Кливера
Эти треугольные паруса ставят между фок-мачтой и бушпритом, иногда прямо на штагах или леерах, специально натянутых для них. Кливера появились в XVIII веке.
Современные парусные суда, которые имеют длинный утлегарь, могут нести следующие кливера: на фока-штаге — штормовой фор-стеньги-стаксель или фор-стаксель (поднимаются во время шторма; в XVIII веке в этих случаях ставился двойной парус или «штормовой кливер»); на фор-стень-штаге — фор-стеньги-стаксель; на леерах — средний кливер, кливер или бом-кливер. Иногда применяют еще и шестой кливер, который ходит по фор-бом-брам-штагу. При небольшом утлегаре парусные суда несли четыре кливера: фор-стеньги-стаксель, средний кливер и бом-кливер (рис. 6 б). На тендерах и яхтах ставят особый кливер, нижний край которого имеет значительную длину. Такой кливер называют «Генуя» (генуэзский стаксель). Военные суда, как правило имели четыре кливера: фор-стеньги-стаксель, или «малый кливер»; средний кливер, кливер, или «второй кливер», или «фальш-кливер»; бом-кливер, или «третий кливер».
Источник: http://korabley.net/news/parus_klassifikacia_nazvania_korabelnih_parusov/2009-04-30-231
Парусина для изготовления парусов
Паруса шьют из льняных, пеньковых или хлопчатобумажных тканей. У последних только поперечные нити хлопчатобумажные, продольные (основа) — пеньковые. Насчитывается пять разновидностей таких тканей: «катун» (для парусов шебек и малых судов), двойной «катун» для марселей и судовых тентов, обычный «катун» для шлюпок, простой «катун» для шебек и «катун» с маленькими белыми и синими квадратами для палаток и занавесей. Иногда применялась парусина «мелистух». Ее изготовляли в Бофорте и Ожерсе в департаментах Майени и Луаре. Существовало два сорта ткани: тонкая и более легкая шла для брамселей, стакселей и кливеров, а более грубая и прочная — для марселей, нижних стакселей и т. п. Парусина всегда имела светло-серый цвет. Для шитья парусов используют специальные парусные нитки.
Источник: http://korabley.net/news/parus_klassifikacia_nazvania_korabelnih_parusov/2009-04-30-231
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:
- https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B0%D1%80%D1%83%D1%81%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%B2%D0%BE%D0%BE%D1%80%D1%83%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5: использовано 2 блоков из 10, кол-во символов 1479 (13%)
- http://korabley.net/news/parus_klassifikacia_nazvania_korabelnih_parusov/2009-04-30-231: использовано 4 блоков из 11, кол-во символов 3617 (32%)
- http://ocean-media.su/rangout-stoyachij-i-begushhij-takelazh-parusnogo-korablya/: использовано 3 блоков из 6, кол-во символов 6365 (56%)