Кто не мечтает о своем парусном судне? Вопрос, пожалуй, излишний. Так и я, выросший на реке, при любом удобном случае ставил на лодке импровизированные паруса. Но в 1979 г. после знакомства с журналом «Катера и яхты», особенно публикациями о самостоятельных конструкциях и путешествиях, мое стремление иметь собственный парус значительно усилилось. Однако прошло еще почти 10 лет, прежде чем мечту удалось претворить в реальность.
Источник: http://www.barque.ru/advice/1992/sail_on_rowboat_pella
Содержание
- 1 Основные данные лодки после оборудования парусами
- 2 Швертовое устройство лодки «Пелла»
- 3 Лодка «Пелла фиорд» – общее описание
- 4 Характеристики лодки «Пелла»
- 5 Лодки «Пелла фиорд» – цена плавсредства
- 6 Фотографии лодки «Пелла»
- 7 Лодка «Пелла фиорд» – отзывы владельцев
- 8 Гребная лодка «Пелла» на видео
- 9 Информация о лодке «Пелла»
Основные данные лодки после оборудования парусами
Длина наибольшая, м | 4,1 |
Длина по КВЛ, м | 3,7 |
Ширина наибольшая, м | 1,45 |
Высота борта на миделе, м | 0,50 |
Осадка, м | 0,40 |
Высота мачты от шпора, м | 5,50 |
Площадь парусности м2 | 7,20 |
Мне удалось купить корпус старой гребной лодки «Пелла» (ее размерения 4,10X1,45X0,5 м). Один их моих приятелей подарил мне приличный по размерам кусок старой плащ-палатки, другой подсказал, где можно раздобыть почти новый трехмиллиметровый стальной тросик для стоячего такелажа. Удалось купить старинную швейную машинку, на которой можно было шить прямым швом.
В «КиЯ» №25 (1970 г.) нашел чертежи раскроя парусов для швертбота класса «Летучий Голландец». Уменьшив их размеры в 1,5 раза, за зиму 1988—1989 гг. я сшил грот и стаксель площадью 4,20 и 3 м2 соответственно.
С самого начала передо мной стояла дилемма: какой тип киля выбрать — шверт или продольную наделку на штатном киле?
При оснащении лодки продольным брусковым килем плюсами являются: более высокое расположение ЦБС и лучшая устойчивость яхты на заданном курсе, укрепление продольной прочности и жесткости корпуса и предохранение его от истирания. Минусы — это большой угол дрейфа, затрудненный поворот оверштаг, худшая, чем у швертбота, поворотливость.
И все же я выбрал брусковый киль. Он был сделан из соснового бруса размерами 40X150X3000 мм с полукруглой канавкой по профилю штатного киля, имеющего высоту 50 мм. Брус был прикреплен к килю при помощи эпоксидной шпаклевки и шурупов, ввинченных под углом в штатный киль. Нижняя кромка киля защищена стальной полосой, прикрепленной по всей длине.
В корпусе были установлены продольные бортовые сиденья из сосновых досок для удобства откренивания.
Мачта длиной 5,50 м изготовлена из ствола соснового «кругляка» с ликпазом, выпиленным ножовочным полотном из пластикового плинтуса (они применяются в домах серии 137), имеющего подходящий профиль. После приформовки на эпоксидном клее к мачте в профиле пропиливается паз с внешней части, затем паз зачищается мелким напильником и наждачной бумагой.
Мачта раскрепляется штагом и двумя вантами из стального тросика диаметром 3 мм, проходит через пяртнерс в штатной банке.
Гик выполнен из соснового бруска размером 25X60X2200 мм с приформованным к нему аналогичным пластиковым ликпазом.
Уключины сделаны новые: на борта поставлены стальные угольники 25X25X400 мм, к которым приварены стальные трубки-подуключины высотой 50 мм (на штатных подуключинах весла задевали за борта).
При поставленной мачте приходится грести, сидя лицом вперед на второй банке, так как через первую проходит мачта. При плавании вдвоем гребем традиционным способом, размещаясь на первой банке.
К угольникам прикреплены на болтах вант-путенсы из дверных цепочек; штаг крепится к носовой оковке аналогичным способом.
Шкотовые стопора эксцентрикового типа изготовлены из текстолита; все блочки — из дюралюминия.
В первых выходах лодкой управляли при помощи штатного весла, которое крепилось к транцу на одной половине струбцины от подвесного мотора «Ветерок».
И вот яхточка спущена на воду. Под полными парусами она резво пошла на фордевинд, расправив паруса на бабочку. Приятно было после стольких трудов и мытарств слышать шум воды за бортом, видеть пенный кильватерный след за кормой и наполненные ветром паруса над головой. Ради этого стоило потрудиться!
Через час, дойдя до мыса, мы с волнением повернули обратно. Пойдет ли лодка в бейдевинд?
Опасения оказались напрасными: лавировоч-ный угол составил 55°. А после того, как лодку оснастили новыми лавсановыми парусами (грот — 5 м2, стаксель — 3,2 м2), пошла заметно круче — от 45 до 50° к ветру. Правда, теперь в свежий ветер лодку приходится откренивать и управлять ею надо более внимательно. Для повышения безопасности плавания планирую снабдить лодку надувными кранцами, закрепленными снаружи бортов, а также удлинителем для рулевого весла.
Источник: http://www.barque.ru/advice/1992/sail_on_rowboat_pella
Это интересно: Парус на байдарке: байдарка Салют под парусами
Швертовое устройство лодки «Пелла»
1 — кормовая банка; 2,9 — болты М6; 3 — крышка, бакфанера; 4 — шверт; 5 — шкивы штерта для подъема шверта; 6 — штерт; 7 — брус верхний, 40X40X1000; 8 — торцевая заделка, дуб, 12X20X330;
10 — стенка колодца; 11 — брус днищевой, 40Х50Х1000; 12 — болты М8; 13 — шурупы 4×30;
14 — ось шверта; 15 — распорная втулка; 16 — вставка 7Х35Х1000; 17 — ограничитель с распорной втулкой; 18 — килевая коробка (штатная); 19 — ось-заклепка.
Шверт из дюралюминиевого листа имеет ширину 320 мм при длине выдвижной части 525 мм. Ось — болт диаметром 10 мм — расположена в районе штатного киля, усиленного продольными вставками из бакфанеры. В колодце встроены шкивы для штерта, при помощи которого шверт можно убрать в колодец. Опускается шверт под воздействием собственного веса. Рулевое устройство смонтировано на струбцине подвесного мотора «Салют». Перо руля размером 600X300 мм вырезано из бакелизированной фанеры толщиной 10 мм.
Вес всего оборудования и оснастки не превышает 20 кг. Лодка «Пелла» с описанным парусным вооружением успешно эксплуатируется в течение трех сезонов в условиях Финского и Выборгского заливов при различных погодных условиях. Она проста в управлении, удобна и безопасна. При ветрах до 5 м/с, как правило, используется полное парусное вооружение, при ветрах 5-10 м/с — грот и стаксель. При более сильных ветрах площадь грота уменьшается за счет наматывания полотнища паруса на гик. В штормовом варианте вместо грота ставится стаксель, а вместо стакселя — кливер.
Лодка хорошо центруется и практически не требует постоянной работы рулем, удовлетворительно идет в лавировку с углом около 90°, хорошо слушается руля и легко выполняет поворот оверштаг даже в слабый ветер. При совместном использовании парусов и подвесного мотора «Спутник» лодка идет в бейдевинд под углом 35-40° к ветру.
Максимальная скорость под парусами — 5,1 уз — была достигнута при ветре 10-12 м/с на курсах бакштаг — галфвинд с двумя пассажирами на борту и грузом около 150 кг.
Е. Якубов, «КиЯ» №4 (122) 1986 г.
Назад в раздел
Источник: http://boatinfo.ru/masterskaya/347/3228/
Лодка «Пелла фиорд» – общее описание
Усовершенствованная лодка «Пелла фиорд» после освоения производства сразу привлекла внимание любителей рыбной ловли, охотников, посетителей прокатных станций, любителей туризма, а также спортсменов, увлекающихся греблей. В обновленной конструкции учтены недостатки предыдущей модификации, которая пользовалась повышенной популярностью у широкой аудитории потребителей. Лодка «Пелла фиорд»
Постепенно накапливая опыт эксплуатации, владельцы шлюпок использовали их для различных целей:
- водных прогулок;
- семейного отдыха;
- спортивных соревнований по гребле;
- рыбной ловли;
- водного туризма.
Плавательное средство предназначено для использования в спокойных водах водохранилищ, озерах и реках, где максимальная высота волнения не превышает 50 см. В таких условиях обеспечивается безопасность плавания и максимальный уровень комфорта для пассажиров.
При первом взгляде на плавательное средство привлекают внимание следующие моменты:
- удачный подбор ярких цветов. Внешняя поверхность пластмассового корпуса покрашена бирюзовой краской, которая отлично гармонирует с белым цветом внутренней поверхности;
- вытянутая форма корпуса. По сравнению с базовой моделью плавательного средства размер корпуса увеличен в длину на 20 см, при незначительном уменьшении ширины всего на 7 см;
- яхтенная конфигурация обводов. Сразу обращает на себя внимание заостренный профиль носовой части, прямолинейный переход киля к носу (форштевень), а также радиусный подъем днища к корме и носу судна.
Лодка «Пелла-фиорд» хорошо подходит для рыбной ловли
Лодка «Пелла фиорд», по сравнению с аналогом, выглядит стремительнее благодаря обводам, которые по форме напоминают яхтенные. При этом заметны конкретные изменения:
- снизилась седлообразность бортовой линии;
- уменьшилась на 5,5 см высота по форштевню;
- снизилась на 1,6 см бортовая высота по миделю.
Благодаря применению специального стеклопластика для изготовления корпуса, он стал значительно легче. В результате уменьшилась осадка судна на 5 см, что немало. Монолитный пластиковый корпус сформирован на базе полиэфирного наполнителя и выполнен шестислойным:
- внешняя и внутренняя поверхность усилена армирующей сеткой из стекловолокна;
- находящиеся между сеткой четыре промежуточных слоя представляют собой стеклоткань.
Конструктора применили ряд оригинальных, на момент разработки, технических решений:
- отказались от стандартного расположения мощного киля, напоминающего плавник вдоль продольной оси корпуса. Киль шлюпки начинается от четвертого шпангоута, постепенно набирая высоту 6–7 см к транцевой части судна;
- убрали продольные гофрированные ребра днища, а также вместо двух отдельных бортовых уступов выполнили цельную отбортовку по периметру борта на уровне ватерлинии.
Лодка «Пелла фиорд», по сравнению с аналогом, выглядит стремительнее благодаря обводам
В результате изменения конфигурации обводов разработчикам удалось ликвидировать недостатки базовой модификации. Они обеспечили:
- легкость движения с помощью весел;
- свободный ход при волнении и с нагрузкой;
- снижение влияния ветровой нагрузки на бортовую часть;
- сбалансированность обводов кормы и носа;
- улучшенный обзор за счет уменьшения кормового уклона при ходе с мотором;
- облегченный подход к береговой черте за счет изменения конструкции киля.
Положительно повлияли на характеристики следующие изменения:
- установка второй пары подуключин позволила выбрать оптимальное положение для гребца, а также осуществлять греблю вдвоем. Это улучшило центровку в зависимости от загрузки шлюпки, а также повысило быстроходность плавательного средства и безопасность движения. Ведь работая веслами вдвоем, легче преодолевать волны и идти против ветра;
- оборудование на носу шлюпки расширенной платформы со специальным люком позволило рационально использовать площадь. Платформа заменила поперечную банку и позволила использовать поверхность не только в качестве сиденья, но также для размещения на ночлег. Емкость внутри платформы можно использовать для багажа или хранения улова;
- замена тяжелого решетчатого настила из древесины на цельный пластмассовый пайол обеспечила дополнительный комфорт, а также уменьшила снаряженную массу плавательного средства. На поверхности пайола выполнены своеобразные углубления. Они позволяют упираться ногами во время гребли, обеспечивая возможность приложения увеличенных усилий к веслам.
Внешний вид прогулочной лодки «Пелла-фиорд»
Необходимо отметить существенные плюсы, которыми обладает лодка «Пелла фиорд»:
- повышенную статическую остойчивость. При посадке на планширь одного или двух человек, с перемещением центра тяжести в сторону борта, проблематично существенно изменить положение корпуса или раскачать его. Боковая отбортовка при погружении в воду повышает ширину фактической ватерлинии, затрудняя увеличение крена;
- высокую аварийную остойчивость. Этот показатель характеризует способность затопленной водой шлюпки находиться на плаву, удерживая экипаж. Пенопластовые блоки, расположенные в корме и носовой части плавательного средства, обеспечивают непотопляемость даже при заполнении водой пластмассового корпуса;
- усиленную конструкцию крепежных мест для подуключин. С целью предотвращения разрушения посадочных поверхностей в результате постоянной эксплуатации, они дополнительно усилены многослойной стеклотканью. Уключина при этом надежно заформована в корпусе и зафиксирована болтовым соединением;
- высокие ходовые качества. После нескольких взмахов веслами лодка «Пелла фиорд», накапливая энергию, заметно ускоряется, оставляя легкую дорожку на водной глади. Скорость шлюпки с веслами зависит от нагрузки и количества пассажиров и составляет 6–11 км/час. При движении с мотором скорость возрастает до 20 км/час.
Существенных недостатков в конструкции нет, хотя доставляет некоторые неудобства вычерпывание скопившейся дождевой воды в углубленной полости киля. Вода совместно с мусором скапливается в отформованном углублении, что затрудняет поддержание чистоты на борту плавсредства.
Из слабых мест лодочной конструкции также можно отметить:
- возможность повреждения пластикового киля при движении по мелководью;
- недостаточную жесткость транца, который «дышит» с более мощным мотором;
Пластиковая лодка «Пелла-Фиорд»
- повышенный уклон корпуса при расположении рулевого на корме;
- отсутствие герметичного люка на емкости носовой платформы.
В целом конструкция моторно-гребного плавсредства довольно удачная. Не зря в свое время данная модель была удостоена высшей категории качества.
Источник: https://motorlodki.ru/motornye-lodki/lodka-pella-fiord
Характеристики лодки «Пелла»
Длина наибольшая, мм | 4100 |
Ширина наибольшая, мм | 1460 |
Высота борта на миделе, мм | 500 |
Пассажировместимость, чел. | 4 |
Грузоподъёмность, кг | 300 |
Масса корпуса, кг | 89 |
Масса с оборудованием и снабжением, кг | 130±10 |
Допустимая мощность мотора, л.с. | 5 |
Высота транца, мм | 380 |
Материал корпуса | стеклопластик |
Страна производитель | СССР |
Источник: https://motorka.org/m_lodki/2993-lodka_pella.html
Лодки «Пелла фиорд» – цена плавсредства
На протяжении более десяти лет серийного производства, начиная с восьмидесятых годов прошлого века, выпускалась лодка «Пелла фиорд». Цена на тот момент составляла 420 рублей. Это была вполне приемлемая стоимость. Несмотря на прошедшие десятилетия, стеклопластиковой корпус лодки сохранил целостность. И сегодня можно встретить хорошо сохранившиеся экземпляры стеклопластиковой шлюпки. Некоторые из них предлагаются сайтами по продаже водной техники. Цены варьируются в зависимости от состояния плавсредства и комплектации.
Источник: https://motorlodki.ru/motornye-lodki/lodka-pella-fiord
Это интересно: Парусные суда: рассказываем во всех подробностях
Фотографии лодки «Пелла»
Источник: https://motorka.org/m_lodki/2993-lodka_pella.html
Лодка «Пелла фиорд» – отзывы владельцев
На протяжении длительного периода было изготовлено более 25 тысяч шлюпок данной модели. Потребителями накоплен огромный опыт эксплуатации плавательного средства, а конструктора предприятия получили возможность максимально учесть пожелания владельцев и внести необходимые изменения.
Отзывы подтверждают повышенные эксплуатационные и ходовые характеристики, которыми обладает лодка «Пелла фиорд»:
- надежность;
- безопасность;
- маневренность;
- управляемость;
- сбалансированность;
- остойчивость.
Из слабых мест конструкции потребители отмечают резко поднятую носовую часть при расположении рулевого на корме и скоростном движении. Ухудшение видимости отрицательно влияет на безопасность и не позволяет двигаться с максимальной скоростью. Приходится переносить багаж ближе к носовой части для стабилизации положения корпуса.
Лодка «Пелла фиорд» производит хорошее впечатление. Оно складывается из множества мелких моментов и удачных технических решений. Не сомневаясь, стеклопластиковую шлюпку можно назвать моторно-гребной. Она обладает высоким потенциалом и, при необходимости, легко может быть переоборудована в небольшой парусник или использоваться в качестве рыболовной лодки.
Источник: https://motorlodki.ru/motornye-lodki/lodka-pella-fiord
Гребная лодка «Пелла» на видео
Лодка «Пелла» с мотором Suzuki DF2.5
Лодка «Пелла» с мотором MTR MARINE 2.6
Источник: https://motorka.org/m_lodki/2993-lodka_pella.html
Информация о лодке «Пелла»
Мини-яхта из гребной лодки «Пелла»
Катера и яхты, №93, 1981 год
Паруса для гребной лодки «Пелла»
Катера и яхты, №122, 1986 год
Источник: https://motorka.org/m_lodki/2993-lodka_pella.html
Количество использованных доноров: 5
Информация по каждому донору:
- http://www.barque.ru/advice/1992/sail_on_rowboat_pella: использовано 2 блоков из 2, кол-во символов 4300 (28%)
- http://gik.fordak.ru/index.php?topic=166.0: использовано 1 блоков из 2, кол-во символов 113 (1%)
- http://boatinfo.ru/masterskaya/347/3228/: использовано 1 блоков из 2, кол-во символов 2109 (14%)
- https://motorlodki.ru/motornye-lodki/lodka-pella-fiord: использовано 3 блоков из 5, кол-во символов 8208 (53%)
- https://motorka.org/m_lodki/2993-lodka_pella.html: использовано 4 блоков из 6, кол-во символов 629 (4%)
Более неудачных обводов чем пелла фиорд даже трудно придумать. Прогулочная прудовая лодка. и ничего больше. На открытую воду выходить не просто опасно , а очень опасно. НГе имеет ничего общего краме названия с настоящей Пеллой это день и ночь.