Выпуск катеров «Амур» была запущен в 1970 году небольшим тиражом – 400 шт. Изготовление производилось в Комсомольске-на-Амуре. Предназначение судна – использование на различных водохранилищах и реках, имеющих пресную воду. Эксплуатация разрешена при высоте волн до 1,2 м или при волнении до 4 баллов. С течением времени модель была переработана, и появилось несколько модификаций, в том числе для моря.
Источник: https://motorlodki.ru/katera/kater-amur
Содержание
-
Information
- Свежие новости
Information
Приглашаю всех любителей катеров этого класса.
Обмен опытом и купля/продажа амуровского барахла приветствуется)
Катер «Амур», ХабаровскMehr
—
Источник: https://vk.com/kateramur
Это интересно: Прицеп и надувная лодка, перевозка надувной лодки на прицепе
Катер «Амур-М»
Катер предназначен для туризма и прогулок по рекам, озерам и водохранилищам с пресной водой при удалении от берега до 5 км и высоте волны до 0,75 м. Обводы корпуса остроскулые с умеренной килеватостью днища у транца и подъемом скулы у форштевня.
Корпус катера изготовлен из дюралюминия Д16АТ клепано-сварной конструкции. Крепление днищевых и палубных стрингеров выполнено точечной электросваркой. Толщина обшивки днища 2—2,5 мм; толщина настила палубы и обшивки бортов — 1,5 мм. Поперечный набор составляют 10 шпангоутов. Переборками корпус катера разделен на три отсека: форпик, кокпит и моторное отделение. Доступ в форпик, служащий багажником, осуществляется через люк с герметичной крышкой на палубе. В кокпите установлены два мягких кресла для водителя и пассажира и кормовой диван. Сиденья и диван раскладываются в два спальных места. По бортам кокпита расположены небольшие багажники и два бензобака обшей емкостью 100 л. Кокпит закрывается складным съемным тентом, который в положении по-походному укладывается сзади кокпита.
Источник: https://motorka.org/katera/886-amurm.html
Общее описание катера «Амур»
Общие характеристики для катеров «Амур»:
- материал корпуса – дюралюминий, в более поздних вариантах – сплав АМг;
- для соединения используется метод клёпки, частично – сварная методика;
- присутствует несколько переборок для создания герметичных отсеков и обеспечения непотопляемости;
Катер «Амур» с подвесным мотором
- открытый кокпит, который может закрываться складным тентом. Для натягивания тента используется трубный каркас, который вставляется в особые разъёмы в области палубы. В модели «Амур-2» присутствует рубка-убежище;
- пассажировместимость у всех моделей 5 человек;
- приблизительно одинаковые показатели длины 5,5–5,6 м.
Форпик моделей имеет герметичный тип, для открытия доступа к нему потребуется использовать люк на палубе, имеющий плотный тип фиксации. Кокпит в каждой модели имеет 2 ряда сидений с прочной конструкцией и мягкой обтяжкой.
Водительское место оборудовано штурвалом и специальными механизмами, которые позволяют дистанционно управлять работой двигателя. Здесь же устроен щиток с различными приборами для контроля работы двигателя. Под щитком пространство полностью закрыто специальным поддоном, на который можно укладывать различные небольшие предметы экипировки.
В корме имеется специальный отсек для двигателя. Под пассажирскими кормовыми сидениями имеется редуктор для передачи вращения углового типа. Моторный отсек дополнительно вмещает:
- аккумулятор для питания стартера и габаритных огней;
- холодильник для воды и масляной жидкости;
- бачок с водой;
- разветвление системы охлаждения двигателя.
Роспись катера «Амур»
Для закрытия отсека используется 2 крышки, открывающиеся в стороны бортов. Катер в стандартной модификации использует гребной тип винта из алюминия с диаметром 27,5 см и шагом в 31,2 см. Лодка может использоваться для хождения на вёслах, для фиксации которых предусмотрены специальные крепежи по бортам.
Во время эксплуатации первой модели катера были выявлены существенные недостатки. С их учётом часто приходилось проводить тюнинг катера «Амур», позволявший снизить выраженность различных недостатков при движении. Среди основных минусов конструкции отмечается:
- во время глиссирования корпус подвергается ощутимым ударам даже при небольшом волнении. Это приводит к появлению дискомфорта и определённой тревоги пассажиров. Периодически волны приводят к разбалтыванию соединений на заклёпках, и их приходится подтягивать, иначе появляется течь. Целесообразно изменение обводов и увеличение килеватости судна, преимущественно носа. Этот недостаток очень сложно устранить самостоятельно, самый простой вариант снижения силы ударов – укрепить днище или купить катер «Амур» более новой модификации;
- двигательная конверсия выходит за пределы установленных норм;
- система охлаждения выполнена с одним контуром, не позволяющим в полной мере поддерживать температурный режим эксплуатации судна. Подобная проблема провоцирует появление коррозии на металлических частях двигателя. Катер «Амур» нередко подвергается тюнингу охладительной системы, фото конструкции и устройства двигателя в интернете находится в свободном доступе;
- в конструкции отсутствует реверсивный ход;
- с целью разобщения передаточного движения вала и двигателя используется муфта сцепления из автомобильной отрасли, она не рассчитывается на продолжительное нахождение в неактивном состоянии. Наличие сцепления приводит к избыточной сложности управления и дискомфорту водителя.
Тюнинг катера «Амур» в ретро стиле
Источник: https://motorlodki.ru/katera/kater-amur
Технические характеристики катера «Амур-М»
Предназначение катера «Амур-М» – туристические и прогулочные путешествия по водохранилищам и рекам, имеющим пресную воду. Максимальная удалённость от берега – 5 км при волнах высотой до 0,75 м. В сравнении с первой моделью, были изменены обводы и появилась умеренная килеватость дна в области транца и у скулы поблизости форштевня:
- длина по габаритам – 5,5 м;
- ширина в наибольшем участке – 1,87 м;
- высотность борта в области миделя – 0,82 м;
- осадка конструкции по габаритам – 0,27 м;
- масса катера без пассажиров с полной экипировкой – 0,63 т;
- грузоподъёмность – 0,5 т;
- количество пассажиров – 5 человек;
- двигатель – бензиновый, работает на топливе А-92 и с большим октановым числом;
- модель мотора – «Москвич-412»;
- максимальная мощность мотора – 60 л. с.;
- скорость при нагрузке – 40 км/час;
- соединение – на заклёпках и сварке.
Для усиления корпуса применяется клёпано-сварной метод соединения. Электродуговая сварка используется для палубных и днищевых стрингеров. Выполнена сварка методом точек. Обшивка в области дна имеет толщину 2–2,5 мм, а в местах сниженной нагрузки – 1,5 мм. В основе поперечного набора используется 10 шпангоутов. Предназначение катера «Амур-М» – туристические и прогулочные путешествия по водохранилищам и рекам
Для ночлега можно раскладывать кормовой диван и передние сидения, создавая 2 комфортабельных места. Вдоль обоих бортов кокпита имеются багажники для хранения небольшого инструментария. Теперь в конструкции встроено 2 бака по 50 л.
Предусмотрена 2-контурная система охлаждения, в основе которой используется насос. Вода после забора распределяется на 2 направления:
- К реверс-редуктору для контроля его температуры, затем в трубу для выхлопа;
- В пространство за рубашкой коллектора выпускного типа, далее поступает в радиатор для снижения температуры смазки. Затем вода перетекает в холодильник, где выполняется обмен тепла с жидкостью из внутреннего контура охлаждающей системы. В конце жидкость выбрасывается за борт.
Источник: https://motorlodki.ru/katera/kater-amur
Винтомоторная установка
1 — Двигатель; 2 — Реверс-редуктор; 3 — Карданный вал; 4 — Гребной вал; 5 — Фланец; 6 — Резиновые подшипники; 7 — Кронштейн; 8 — Дейдвуд; 10 — Манжеты; 11 — Корпус сальника; 12 — Гибкий шланг; 13 — Гребной вал; 14, 15 — Гайка; 16 — Кронштейн.
Забортная вода подается в наружный контур системы охлаждения с помощью насоса самовсасывающего типа. На выходе из насоса вода разделяется на два потока: одни из них идет на охлаждение реверс-редуктора и далее впрыскивается в выхлопную трубу; другой подается в зарубашечное пространство выпускного коллектора, затем поступает в водомасляный радиатор для охлаждения масла в системе смазки. Далее забортная вода поступает в водоводяной холодильник, в котором происходит теплообмен с водой внутреннего контура системы охлаждения двигателя, после чего через перекрывной кран, с помощью которого можно регулировать тепловой режим двигателя, выпускается за борт. Водоводяной холодильник выполнен как одно целое с расширительным бачком внутреннего контура системы охлаждения.
Угловой реверс-редуктор имеет передаточное отношение на переднем ходу 1,58, на заднем — 1,93. Передачи переднего и заднего хода снабжены синхронизаторами. Конструкция редуктора обеспечивает длительное разобщение гребного вала и двигателя при работе последнего на холостом ходу. Для охлаждения масла в картере реверс-редуктора вмонтирован змеевик забортной воды.
Трехлопастной гребной винт, отлитый из легкого сплава, имеет диаметр 285 мм и шаг 330 мм. Усилие упора от гребного винта воспринимается подшипником реверс-редуктора.
Система электрооборудования катера — однопроводная. В качестве источника тока используется генератор переменного тока Г250-Ж1 со встроенным кремниевым выпрямителем. Номинальное напряжение генератора 12 В, максимальный ток — 40 А. В качестве параллельного источника тока используется аккумуляторная батарея.
Пуск двигателя осуществляется электростартером МТ113В. Кроме него, основными потребителями электроэнергии являются сигнально-отличительные огни, фара-прожектор, огни-отмашки, звуковой сигнал, лампы подсветки приборов. В кокпите имеется розетка для подключения переносной лампы.
Основным эксплуатационным недостатком катера «Амур-М» является большая габаритная осадка на малом ходу (около 0,7 м), что требует оборудования специальных причалов. При туристских плаваниях нередки случаи поломок гребных винтов и изгиба наружной части гребного вала. Эти недостатки устранены в новых моделях катеров «Амур-2» и «Амур-3» и водометном варианте катера «Восток».
По материалам: «Справочник по катерам, лодкам и моторам» Под редакцией Г.М. Новака.
Источник: https://motorka.org/katera/886-amurm.html
Это интересно: Проект № 302, пассажирский теплоход туристского назначения
Фотографии катера «Амур-М»
«Амур-М» вид с транца
Источник: https://motorka.org/katera/886-amurm.html
Катер «Амур-М» на видео
Катер «Амур-М» с ПЛМ 100 л.с.
Источник: https://motorka.org/katera/886-amurm.html
Какая цена
«Амур-1» во время выпуска стоял 2400 рублей, сегодня цена составляет $2,5–3 тысячи. Модифицированная версия «Амур-М» имеет цену порядка $3500–4000. При модификации до «Амур-2» и «Амур-3» цена в те годы выросла до 6750 и 6000 рублей, соответственно. Сегодня стоимость приблизительно соответствует соотношению 1 рубль = $1.
Источник: https://motorlodki.ru/katera/kater-amur
Информация о катере «Амур-М»
Руководство по эксплуатации катера «Амур-М»
Редакция 3
Катер «Амур-М» на подводных крыльях
Д. Мисарян, г. Киев, Журнал «Катера и яхты», 1987, №04 (128)
Тахометр катера «Амур-М»
В. А. Сундуков, Журнал «Катера и яхты», 1976, №01(059)
Советы владельцам катера «Амур-М»
И. В. Тхоренко, , инженер-испытатель, Журнал «Катера и яхты», 1975, №05 (057)
Обсуждение катеров семейства «Амур» на форуме
Более 900 сообщений в 25 темах
Все статьи о катерах семейства «Амур»
Источник: https://motorka.org/katera/886-amurm.html
Отзывы владельцев
Кирилл:
«Большой опыт эксплуатации судна позволяет отметить ряд недостатков конструкции «Амур-2» – приходится часто возиться с мотором, а также колонкой, при выходе на воду при волнении судно получает сильные удары, приходится следить за состоянием заклёпок, максимальная скорость 50 км/час (больше не разогнаться). Вдвоём рыбачить бывает неудобно, так как с носа можно упасть».
Михаил:
«С мотором на «Амуре-3» никаких проблем не возникало, разве что кувалдой бить нужно, чтобы появился износ. Ремонтом колонки занимался самостоятельно, особых проблем также не было. За 5 лет активной эксплуатации существенных дефектов обнаружено не было. Мореходность удовлетворительная, с полной нагрузкой – 45 км/час, в пустом состоянии – 55 км/час».
Источник: https://motorlodki.ru/katera/kater-amur
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:
- https://motorlodki.ru/katera/kater-amur: использовано 5 блоков из 8, кол-во символов 6931 (61%)
- https://motorka.org/katera/886-amurm.html: использовано 5 блоков из 8, кол-во символов 4293 (38%)
- https://vk.com/kateramur: использовано 1 блоков из 2, кол-во символов 206 (2%)