Гребно-моторная лодка Сибирячка

Мы получили несколько писем с просьбой представить эту новую лодку. «Сибирячка» уже не раз упоминалась на страницах журнала, я то же время ни о подробностях устройства, ни о цене не сообщалось.


Рассказывает о новинке один из создателей лодки — конструктор Новосибирского авиационного завода имени В. П. Чкалова Евгений Александрович Сенцов. Добавим к сказанному им лишь несколько строк.

«Сибирячка» — первая у нас лодка такого класса, выпускаемая крупной серией из дюраля. И сравнивать ее, пожалуй, стоит не со шпоновой «Кефалью», которая значительно меньше по размерениям, а со стеклоптастиковыми лодками «Пелла-фиорд» (длина 4,3 м) или «Голавль» (4,01 м). При той же грузоподъемности и цене, дюралевая лодка выгодно отличается существенно меньшим собственным весом, наличием мест для багажа, более удачными для движения как на веслах, так и под мотором, обводами.

Указание на допустимую для лодки мощность 8 л. с., тогда как проектировалась она под 15 л. с., следует понимать так, что единственный выпускаемый сегодня ПМ большей, чем 8 л. с., мощности — «тридцатку* ставить нельзя.

Остается добавить, что желающие построить самостоятельно примерно такую же лодку из фанеры могут воспользоваться чертежами «Утки-2», приведенными в книге «15 проектов судов для любительской постройки» (Л., «Судостроение», 1974) и в «КиЯ» №31. Комплект рабочих чертежей, выполненных в масштабе 1:5 и 1:10, может быть выслан по запросам. Стоимость — 16 р.

Блок: 1/2 | Кол-во символов: 1443
Источник: http://www.barque.ru/projects/1991/rowing_and_motorboat_sibiryachka

Описание лодки

«Сибирячка» – это марка гребно-моторной лодки, выпускающаяся новосибирским заводом еще с конца восьмидесятых годов прошлого века. Стоит отметить, что производство не приостановлено и по сей день, а потому абсолютно новые модели найти вполне реально.

Моторная лодка «Сибирячка»

«Сибирячка» стала первым представителем своего класса, полностью изготовленным из дюралюминия. По сравнению с другими аналогичными моделями ее отличает высокая маневренность, а также небольшой вес. Стоит отметить, что внутри лодки имеется довольно много места для багажа. Места для пассажиров также расположены более рационально – они удобны как для весельного хода, так и для моторного.

Стоит отметить, что эта модель моторной лодки, вообще, появилась на свет совершенно случайно. Просто поступил заказ на изготовление простой и неприхотливой лодки, которая универсально подходила бы и для весел, и для мотора. Заказчик остался доволен, а впоследствии производство было расширено, и уже в начале девяностых была выпущена первая крупная партия таких «Сибирячек».

Стоит отметить, что моторная лодка «Сибирячка» сразу же после выпуска очень быстро нашла своего пользователя. Ее стали закупать туристические базы, а также многочисленные рыбаки и любители водных прогулок по всей стране. Во многом этому поспособствовала необычайная долговечность конструкции. Если обычные лодки из шпона, бывшие в обороте ранее, могли от постоянного использования приходить в негодность уже через два года, то «Сибирячка» при должном уходе без проблем прослужит своему владельцу до двадцати лет. Кроме того, важным преимуществом является скорость. Если установлен мощный мотор, то лодка «Сибирячка» с одним человеком на борту сможет разгоняться до скорости более чем 30 километров в час. «Сибирячка» стала первым представителем своего класса, полностью изготовленным из дюралюминия

«Сибирячка» довольно устойчива. На крутых виражах она, конечно, наклоняется в сторону поворота, однако серьезных наклонов никогда не возникает даже на большой скорости и при полной загрузке.

Корпус лодки спроектирован таким образом, чтобы нос и днище могли принимать на себя серьезные удары. Именно поэтому лодка без проблем может использоваться при волнах высотой в полметра.

Блок: 2/5 | Кол-во символов: 2233
Источник: https://motorlodki.ru/motornye-lodki/lodka-sibiryachka-harakteristiki

Достоинства


  • Главное преимущество плавсредства заключается в небольшом весе. Данный критерий стал возможен благодаря минимальному оборудованию и оснащению, а также применению дюралюминия, самого легкого из металлических сплавов в судостроении. Это позволяет транспортировать его даже в одиночку при наличии удобного трейлера. Легкое судно без проблем вытаскивается на берег, а серия «Мини» мало того, что компактна, так и весит всего лишь 36—40 кг
  • Места для багажа. Проблема многих беспалубных катеров — отсутствие мест для багажа и рыболовного снаряжения. Изделие новосибирского завода имеет 2 рундука под передней и кормовой банкой
  • Широкая корма обеспечивает глиссеру хорошую остойчивость. Грамотно продуманные очертания обводов дают приемлемую гидродинамику и уверенное поведение на воде. Владельцы положительно высказываются по поводу скоростных качеств: моторка имеет приятный потенциал в этом плане, глиссируя с гораздо высшими показателями, чем многие подобные экземпляры
  • Универсальность под ПМ любой марки при допустимой мощности
  • Пользователям нравится неприхотливость в уходе и экономичность в потреблении топлива. Спартанское оборудование не требует инновационных приборов и дорогостоящего двигателя
  • Вследствие простоты конструкции разобраться с ее управлением можно достаточно быстро и легко
  • Среднее сиденье расположено крайне удачно для гребли или ловли рыбы
  • Мотобот отличается хорошей способностью к гребле на веслах. При данном процессе плавсредство маневренно и управляемо
Блок: 2/15 | Кол-во символов: 1478
Источник: https://vipkater.ru/vodnyj-transport/lodki-i-katera/lodka-sibiryachka-sibiryachka-mini/

Недостатки

  • Днище оказалось ненадежным. Вследствие конструктивной недоработки шпангоутов по истечению нескольких лет область их крепления покрывалась трещинами, что приводило к протечкам и снижению уровня безопасности
  • Некоторые трудности с выходом в глисс становятся заметны при размещении водителя на корме вблизи движителя с пустым кокпитом. С перетяжеленным задом глиссаж не происходит, а нос чересчур задирается. Скорость с 8–сильным «Ветерком», при этом, не более 7 км/ч
  • Пользователи жалуются на то, что катер плохо справляется с волнением. Хотя производители анонсировали отличную способность преодолевать полуметровые волны
  • Неудобные переднее и заднее сиденья: седоков забрызгивает водой, наблюдается неустойчивость
  • Недостаточная крепость рецесса также проявилась спустя годы использования. Изделия, дошедшие до наших дней, практически все имеют укрепленную подмоторную нишу
  • Также есть мнение, что реданы гораздо улучшили бы ходовые качества дюральки

Фото лодки Сибирячка:

Блок: 3/15 | Кол-во символов: 971
Источник: https://vipkater.ru/vodnyj-transport/lodki-i-katera/lodka-sibiryachka-sibiryachka-mini/

История создания


В середине 80-х годов, когда по причине роста цен на бензин, эксплуатация крупных моторных лодок для многих их владельцев стала накладной, возникла потребность в легкой разъездной лодке, способной выходить в режим глиссирования под мотором, мощностью 8 л.с. Новосибирский авиационный завод (в настоящее время НАПО) в 1986 году представил опытный образец легкой дюралюминиевой лодки, под условным названием «Универсал», которая предназначалась в первую очередь для рыбаков, охотников, сельских жителей.

В 1989 году был освоен выпуск этой лодки под маркой «Сибирячка».

Лодка «Сибирячка» уверенно глиссирует при мощности мотора 8 л.с.

Блок: 2/5 | Кол-во символов: 650
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B8%D0%B1%D0%B8%D1%80%D1%8F%D1%87%D0%BA%D0%B0_(%D0%BC%D0%BE%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BB%D0%BE%D0%B4%D0%BA%D0%B0)

Технические характеристики лодки «Сибирячка»

 Эта модель обладает следующими техническими параметрами:

  • максимальная длина – 427 сантиметров;
  • максимальная ширина – 127 сантиметров;
  • усредненная высота бортов над водной поверхностью – 50 сантиметров;
  • показатель килеватости дна в транце – 4 градуса;
  • вес лодки со всем оборудованием – 83 килограмма;

Пассажировместимость лодки Сибирячка» до 4 человек

  • грузоподъемность лодки – 300 килограмм;
  • пассажировместимость лодки – до 4 человек;
  • максимальная допустимая мощность устанавливаемого мотора – 8 лошадиных сил;
  • максимальная скорость с мотором на 8 лошадиных сил и 4 пассажирами – 32 километра в час;
  • материал, из которого изготовлен корпус – дюралюминий;
  • максимальное волнение, при котором может использоваться лодка – 70 сантиметров;
  • расстояние, на которое лодка может выходить в открытое море – 1500 метров.
Блок: 3/5 | Кол-во символов: 856
Источник: https://motorlodki.ru/motornye-lodki/lodka-sibiryachka-harakteristiki

Эксплуатационные особенности


Лодка «Сибирячка» является беспалубной, трехместной. Предназначена для эксплуатации на реках и озёрах при удалении от берега не более 500 м. Лодка оборудована блоками аварийной плавучести.

Достоинства:

  • Небольшой вес, возможность транспортировки на багажнике легкового автомобиля;
  • Высокое гидродинамическое качество;

Недостатки:

  • Затрудненный выход на глиссирование пустой лодки при задней центровке (когда водитель сидит сзади, рядом с подвесным мотором).
  • Из-за неудачной конструкции шпангоутов, со временем на днище могут появиться трещины.
Блок: 4/5 | Кол-во символов: 571
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B8%D0%B1%D0%B8%D1%80%D1%8F%D1%87%D0%BA%D0%B0_(%D0%BC%D0%BE%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BB%D0%BE%D0%B4%D0%BA%D0%B0)

Фотографии лодки «Сибирячка»

Блок: 5/7 | Кол-во символов: 30
Источник: https://motorka.org/m_lodki/782-sibiryachka.html

Лодка «Сибирячка» на видео


Блок: 6/7 | Кол-во символов: 36
Источник: https://motorka.org/m_lodki/782-sibiryachka.html

Внешний вид и особенности конструкции

Дюралевый мотобот «Сибирячка» собран методом клепки с использованием соединений Д1 и Д16. В качестве уплотнителя между металлическими листами и как защита от протекания выступает тиоколовая лента. Изготовление обшивки выполнено популярным в те годы способом разворачивания плоского листа на поверхность. Данный прием удешевляет себестоимость продукции, соответственно, и ее цену.

Силовой набор представлен смешанной системой: 2 стрингерами и 3 шпангоутами. Последние детали выштампованны в П–образной форме. Дополнительную жесткость создают перегородки на носу, в корме и 2 посередине, являющиеся боковыми стенками центральной банки. По верхнему периметру борта окаймлены углобульбовым уголком.

Остроскулые очертания обеспечивают отличные технические характеристики вариации “1”. Передняя часть не запалублена, оборудована банкой. Такие же сиденья находятся в центральной части кокпита и у транца. Под крайними встроены рундуки для размещения багажа и топлива. Крышки, собранные из деревянных планок, откидываются наружу и служат банкетками для обитателей плавсредства. Подмоторная ниша — обычная, с внешней стороны прикреплена пяти– или семимиллиметровая доска из ДСП. С внутренней — плита из бука.

На дно плоско–килеватой формы приклепаны 2 профильные накладки из того же углобульбового профиля симметрично относительно киля. Отличительная особенность набора — в задней части шпангоуты и стрингеры между собой не соединены. Это приводит к тому, что в этих местах днище прорывается. Толщина его обшивки 1,2 мм, а по бортам — 1 мм. Пайолы решетчатые, деревянные, могут сниматься при необходимости. Составить более детальное и реалистичное впечатление, а также вживую оценить положительные и отрицательные нюансы можно после видео лодки.

Характеристики картопов «Мини» в периодике того времени почти не раскрыты. Директор завода В. И. Томилов в одном из своих интервью подчеркнул, что в состав серии входят и исключительно гребные модификации, и комбинированные с ПМ, а соединены в одну линию они символически.

Модель «1» — цельный картоп с протяженностью корпуса 2,6 м. Предназначен для ходьбы на веслах. «2» используется с 2–сильным ПМ, длина увеличена до 3,4 м.

«3» или «Обласок» — складной картоп в 3,6 м, в котором помещаются 2 пассажира. Масса достигает 36 кг. Его удобно перевозить в багажнике автомобиля или на его крыше, так как габариты данного изделия в сложенном состоянии: 0,43х0,15х1,6 м.

«4» — последняя представительница серии. Называется «Мини–разборная». Состоит из 3 секций и рассчитана на 5 л. с. Интересная особенность — есть 4 варианта сборки катера. Это осуществимо благодаря идентичным стыковым фланцам у всех сегментов. Места соединений уплотняются резиновой лентой. Масса со всем необходимым составляет всего 40 кг.

Блок: 6/15 | Кол-во символов: 2787
Источник: https://vipkater.ru/vodnyj-transport/lodki-i-katera/lodka-sibiryachka-sibiryachka-mini/

Схема


Блок: 7/15 | Кол-во символов: 5
Источник: https://vipkater.ru/vodnyj-transport/lodki-i-katera/lodka-sibiryachka-sibiryachka-mini/

Лодка «Сибирячка»

Катера и яхты, №03 (151), 1991г.

Сибирячка — марка легкой моторной лодки (до 1999 года, маркируемой заводом как гребно-моторная), выпускаемой Новосибирским авиационно-промышленным объединением им. Чкалова (НАПО) с 1989 года по настоящее время.

О лодке «Сибирячка» рассказывает один из создателей лодки — конструктор Новосибирского авиационного завода имени В. П. Чкалова Евгений Александрович Сенцов (1991 г.).

Лодка «Сибирячка» — первая у нас лодка такого класса, выпускаемая крупной серией из дюраля. И сравнивать ее, пожалуй, стоит не со шпоновой «Кефалью», которая значительно меньше по размерениям, а со стеклопластиковыми лодками «Пелла-фиорд» (длина 4,3 м) или «Голавль» (4,01 м). При той же грузоподъемности и цене, дюралевая лодка выгодно отличается существенно меньшим собственным весом, наличием мест для багажа, более удачными для движения, как на веслах, так и под мотором, обводами.

Родилась эта лодка, можно сказать, случайно. На наш завод поступил заказ от подшефного рыболовецкого совхоза — изготовить несколько простых и неприхотливых в эксплуатации универсальных — под «Ветерок» и весла — лодок. Заказчик остался доволен. Замечаний было немного, в основном просили увеличить высоту надводного борта.

После корректировки чертежей для рыбаков были изготовлены еще 20 таких же дюралевых лодок. А позже, с учетом всех пожеланий, Новосибирский авиазавод им. В. П. Чкалова стал выпускать их более крупной серией для реализации через торговую сеть. В прошлом году завод их выпустил 900 шт. На 1991 г. торговля заказала уже 1000 «Сибирячек».

Блок: 3/7 | Кол-во символов: 1574
Источник: https://motorka.org/m_lodki/782-sibiryachka.html

Оборудование и обитаемость


Комплектация такой простой дюральки предполагает наличие минимума оборудования. Это: два весла, 3 банки, съемные пайолы, рым–утка и швартовные утки, пенополистироловые блоки плавучести. С 1999 года производители дополнили набор тентами и дугами к ним. Разборные мини–судна состоят из секций и деталей крепления.

Блок: 8/15 | Кол-во символов: 337
Источник: https://vipkater.ru/vodnyj-transport/lodki-i-katera/lodka-sibiryachka-sibiryachka-mini/

Перевозка лодки

Способ транспортировки первой модификации и всех последующих имеет существенную разницу из–за габаритов. Четырехметровая «1», естественно, не поместится на крыше машины. Для данного катера понадобится трейлер, подходящий по длине, ширине и техническим характеристикам.

Неразборные мини–модели перевозятся на автомобиле, прикрепленные сверху. Секционные разделяются на сегменты, эти части вкладываются друг в друга. Уложенные в пакет, детали легко помещаются в багажнике. Тройка, например, в упаковке имеет размеры 0,43х,15х1,6 м.

Блок: 9/15 | Кол-во символов: 545
Источник: https://vipkater.ru/vodnyj-transport/lodki-i-katera/lodka-sibiryachka-sibiryachka-mini/

Ходовые качества и непотопляемость

Прежде всего необходимо отметить факт, что линия моторок абсолютно не мореходная. Плоское днище, имеющее маленькую килеватость, лучше идет по перекатам на мелководье, не цепляя килем дно при подходе к берегу.

Выход в глиссаж обеспечивают плоское к корме дно и остроскулые обводы. Но в одиночку добиться данного режима невозможно: нос приподнимается и нужная скорость не достигается. Особенно, если капитан находится у мотора. Улучшается ситуация при наличии двух человек на борту: водитель на заднем сиденье, второй обитатель на переднем. С 8–сильным ПМ таким образом можно добиться глиссирования от 14 до 22 км/ч. С 12 л. с. показатель увеличивается до 28 км/ч.

При волнении появляется жесткость хода и дельфинирование. Плюс — брызги, исходящие из–под скул, досаждают тем, кто находится в кокпите. Многие хозяева исправляют недостаток путем установки реданов. По отзывам потребителей, с грузом судно небезопасно и валко даже в небольшую волну, практически ее не режет. Но при хороших погодных условиях все отмечают неплохую остойчивость.

Напротив, ходьба под веслами происходит без проблем, уверенно, так как корпус проектировался с учетом их использования.

Функцию непотопляемости выполняют блоки из пенополистирола, равномерно распределенные под полом: в носовой, центральной и задней частях, под сиденьями–рундуками. Испытания командой разработчиков показали, что дюралька, целиком заполненная водой, не тонет сама и поддерживает при этом 95 кг груза.

Блок: 10/15 | Кол-во символов: 1493
Источник: https://vipkater.ru/vodnyj-transport/lodki-i-katera/lodka-sibiryachka-sibiryachka-mini/

Таблица скоростей

«1»

Схематический рисунок лодки Кол–во пассажиров, чел. Скорость, км/ч
«Ветерок–8» 1 32
4 14
«Ветерок–12» 1 28
Блок: 11/15 | Кол-во символов: 122
Источник: https://vipkater.ru/vodnyj-transport/lodki-i-katera/lodka-sibiryachka-sibiryachka-mini/

Тюнинг и ремонт

К тюнингу дюральки нужно подходить с осторожностью, так как есть вероятность испортить те теххарактеристики, что есть, не добавив ничего хорошего.

Достоинство катера в его малом весе. Ни в коем случае нельзя его утяжелять в ходе усиления корпуса, рецесса, днища и т. д. Также на форумах обсуждаются неудачные примеры увеличения высоты борта, что приводит к неустойчивости конструкции.

Какие основные элементы модификации наблюдаются у владельцев моторки?

  • Вырезание средней банки для образования спального места
  • Заплатки на потенциально слабые места на днище
  • Установка водомета
  • Монтирование под ПМ деревянного уголка для изменения угла наклона ПМ, чтоб нос так сильно не задирался и выход в глисс был более быстрым
  • Приклепывание реданов и брызгоотбойников
  • Усиление транца для дополнительной жесткости
  • Перестройка рецесса на самоотливной
  • Удлинение конструкции
  • Размещение консолей вместо первоначальных сидений.

Множество идей и полезной информации находится на форумах и сайтах о мотоботах. Например, там легко найти мастер–классы, как поставить антибрызговые скулы на лодку «Сибирячка» или по другой теме.

Подробное описание процессов тюнинга содержит последовательные и обильные фото лодки «Сибирячка», помогающие разобраться в непонятных моментах.

Блок: 14/15 | Кол-во символов: 1259
Источник: https://vipkater.ru/vodnyj-transport/lodki-i-katera/lodka-sibiryachka-sibiryachka-mini/
Кол-во блоков: 22 | Общее кол-во символов: 16390
Количество использованных доноров: 5
Информация по каждому донору:

  1. https://motorlodki.ru/motornye-lodki/lodka-sibiryachka-harakteristiki: использовано 2 блоков из 5, кол-во символов 3089 (19%)
  2. https://motorka.org/m_lodki/782-sibiryachka.html: использовано 3 блоков из 7, кол-во символов 1640 (10%)
  3. https://vipkater.ru/vodnyj-transport/lodki-i-katera/lodka-sibiryachka-sibiryachka-mini/: использовано 9 блоков из 15, кол-во символов 8997 (55%)
  4. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B8%D0%B1%D0%B8%D1%80%D1%8F%D1%87%D0%BA%D0%B0_(%D0%BC%D0%BE%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BB%D0%BE%D0%B4%D0%BA%D0%B0): использовано 2 блоков из 5, кол-во символов 1221 (7%)
  5. http://www.barque.ru/projects/1991/rowing_and_motorboat_sibiryachka: использовано 1 блоков из 2, кол-во символов 1443 (9%)


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий