Лодка-кижанка — разъясняем по порядку

For faster navigation, this Iframe is preloading the Wikiwand page for Кижанка.


Блок: 1/4 | Кол-во символов: 174
Источник: https://www.wikiwand.com/ru/%D0%9A%D0%B8%D0%B6%D0%B0%D0%BD%D0%BA%D0%B0

1. Что такое кижанка

Величественные деревянные храмы в нашем заповедном Заонежье появились не на пустом месте: мужчины никогда не стеснялись здесь работать топором и владели им превосходно. Из всего поражающего многообразия деревянных изделий старинной ручной работы не только сохранились до наших дней, но и нормально работают, пожалуй, только лодки-кижанки. На сегодня я знаю, по крайней мере, пятерых онежских мастеров, которые делают такие лодки, причем делают так, как и в доброе старое время. За много поколений технология постройки отшлифовалась, да и самый общий тип кижанки устоялся. В старину лодку строили обычно на сарае — под общей крышей большого северного дома.

Кижанка сохранилась в Заонежье неизменной по причине удаленности от больших торговых путей и от влияния новой техники. Технология изготовления базируется на использовании все тех же плотницких приемов. Это, например: соединение в ласточкин хвост, шпунтовый паз, нагели. Применяются широкие доски. Когда-то эти доски были не пиленые, а тесаные. На штевни и шпангоуты берутся «самородные» корни и ветви. Самородные — это значит, что детали не гнутые и не клееные, а имеющие естественную кривизну. В качестве форштевня ставится целая кокора — «крюк», вытесанный из нижней части ствола ели с толстым корневым отростком. Такая кокора, поставленная корневой частью вверх, и создает совместно с седловатостью бортов неповторимый образ лодки.

Строится лодка килем вниз. Киль (матица) — широкая плаха — ставится на два невысоких козла, установленных в местах расположения двух внутренних лекал-шаблонов, по-местному — планок. Сверху в паз планки ставится вертикальный брус, верхний конец которого упирается в балку крыши. Этот брус прижимает лекало и киль к козлам. Лекала-планки задают развал первых двух днищевых досок. Развал следующих досок зависел от опыта и умения мастера и, как следствие, определял эксплуатационные качества лодки. Секреты передавались непосредственно от отца к сыну, поэтому семейные черты плавающих лодок различимы и поныне. Служили кижанки по 25-30 лет. Знаю лодку, которой сейчас уже за пятьдесят, и мастера, сделавшего ее, до сих пор помнят.

Длину и обводы лодки определила онежская волна. Главное достоинство лодки — острый нос, которым она легко пронизывает волну и при этом не выпрыгивает из воды, а лишь немного приподнимается, когда гребень волны подходит к ее середине. Благодаря этому даже при волнении лодка движется без потери скорости. А волна на свежем ветре высокая и с барашком.

Узкая ходовая ватерлиния — секрет легкого хода на веслах. Причем 6-метровая лодка с грузом 250-300 кг ведет себя во всех отношениях лучше, чем пустая.

Парус ставили в носу — шпринтовый (по-заонежски шпринтов именуется «райно»). Обычная лодка имела длину около 6 м. Рыбацкие были крупнее — 8 м. Самыми большими были соймы для перевозки грузов и скота (летом на острова на выпас); их длина была около 10 м. Вес пустой лодки не имел значения. Возили до 800 кг груза.

Лодки делали с обшивкой внакрой. Доски применялись еловые или сосновые. Между досками прокладывали мох или паклю на смоле. Крепили (набивали) доски подковными четырехгранными гвоздями (с расплющенной шляпкой) взагиб. Поэтому и называли доски — набоями. Большое значение имеет ширина досок. При широких досках возникают более четкие продольные грани, которые, увеличивая ширину, при входе в воду на крене обеспечивают хорошую остойчивость лодки.

Корпус, когда все есть наготове, можно было собрать за неделю. Затем внутри ставились самородные шпангоуты (опруги) и по кромке борта — привальный брус (огибень). В среднем со всеми заготовками и подготовками на изготовление лодки уходило до трех недель. Приезжал заказчик, и белую, не смоленую еще лодку опускали на воду и смотрели, где течет. Только после этого лодку забирали и смолили ее — пропитывали горячей древесной смолой — уже сами хозяева.

А уж после всего этого наступал момент истины: слава мастеру или позор!

Владея такой технологией, можно сделать лодку любых нужных размеров — «как мера и красота скажет». Это — слова мастера Нестора, который Преображенскую церковь в Кижах поставил и топор свой в озеро кинул (есть такая легенда!) в знак того, что другой такой церкви уже не будет.

Блок: 2/5 | Кол-во символов: 4211
Источник: http://www.barque.ru/projects/2001/technology_of_construction_kizhanki

Достоинства


  • Вышеперечисленные модели объединяет их долговечность в эксплуатации. Дошедшие до нынешних дней экземпляры редко имеют проржавевшее насквозь дно, течи. Причиной этому служит прочная обшивка корпуса и сборка «на совесть»
  • Киль идет от форштевня до самой кормы, улучшая мореходность моторки
  • И первая, и вторая версии обладают неплохой остойчивостью на стоянке и при движении. У последней ход мягче
  • Система хранения вещей хорошо продумана и вместительна
  • Простота в управлении
  • Невысокая стоимость при покупке и в обслуживании
  • Отличная пассажировместимость
  • Основной упор разработчиков судна пришелся на свойства непотопляемости, их сделали сильнее, чем у «Казанки» и подобных моделей
  • Материалом версии «2» стал сплав АМг, который не подвержен корродирующему воздействию морской воды
Блок: 2/20 | Кол-во символов: 787
Источник: https://vipkater.ru/vodnyj-transport/lodki-i-katera/yuzhanka-serii-1-2/

Основная рекомендуемая литература:

  1. Благовещенский И.И. Судостроение и причины, обуславлавливающие развитие этой отрасли промысла в Олонецкой губернии // Олонецкий сборник. Материалы для истории, географии, статистики и этнографии Олонецкого края. В.4, 1894, Петрозаводск. – С.282-287.
  2. Наумов Ю.М. Кижанка – лодка Онежского озера. Исторический очерк о судоходстве и судостроении Кижских шхер. Петрозаводск, 2011.
  3. Рыболовство на Онежском озере. Отчет Министерству Земледелия и Гос. Имущества Н.Н.Пушкарева. СПб., 1900. — С.120-122.
  4. Озерецковский Н.Я. Путешествие по озёрам Ладожскому и Онежскому. Петрозаводск, 1989.

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

Блок: 3/3 | Кол-во символов: 743
Источник: http://kizhi.karelia.ru/library/traditsionnaya-kultura-russkih-zaonezhya-spravochno-metodicheskoe-posobie-dlya-eksku/751.html

2. Как я строил «давыдовку»

Я — житель города, но в детстве много времени прожил в Заонежье. И после службы в армии вновь вернулся сюда и поработал на реставрации в Кижах. Дюралевые катера с тучей брызг и надрывно гудящими моторами особой радости у меня никогда не вызывали. Они все куда-то спешат. А в добротной деревянной лодке с парусом никуда спешить не хочется. Хочется побыть наедине с природой. Но мотор — небольшой — пусть все-таки будет. На всякий случай. У нас за 15 минут обстановка может так измениться, что не грех и поторопиться к дому! Немного пропотев на веслах, откинешься на спину — и смотришь на небо, слышишь только легкий плеск, удары волн по корпусу.

Итак, нам в наследство достался волнопронизывающий корпус, хорошо работающий даже под мотором на скорости до 15 км/ч. Скорость на веслах и под парусом — достаточная для рыбалки и отдыха, но нельзя ли сделать кижанку еще легче на ходу?

Журнал «КиЯ» — один из немногих, которые подстегивают мыслительную деятельность. В одном из журналов я прочитал о полуглиссирующих корпусах, как бы состоящих из двух частей: водоизмещающей нижней, имеющей малую ширину и высокое относительное удлинение, и верхней глиссирующей, ширина которой превосходит среднюю ширину нижней части не менее чем в три раза. И мне стало интересно: нельзя ли применить этот опыт на гребной лодке? Захотелось сделать 7-метровую (или побольше) лодку с обводами нового типа. Сколько-то времени ушло на размышления и проектирование. Хотелось обязательно взять все лучшее от «кижанки». Малая ширина транца (около 0.6 м на КВЛ) определилась из условия, что главный режим движения — парусно-весельный; важно, чтобы лодка воду не тянула.

Строительство началось с выборки пазов на брусковом киле и форштевне и сборки узла — панели транца. И вот на стапель ставится узкий киль. Прогибается, чтобы образовался подъем к носу и особенно — к транцу.

Крепятся форштевень и транец. Форштевнем на этот раз была кокора, поставленная корневой часть вниз. С килем она сопряжена «на ус», так, чтобы торец киля был защищен кокорой. Устанавливаются носовое и миделевое лекала-планки. Кормовым лекалом служит сам транец — силовой, для навешивания мотора.

Причерчиваются, а затем крепятся доски первого — шпунтового пояса. Углы установки следующих за шпунтовым по-ясьев не случайны. Второй и третий по-ясья образуют площадки, на которые опирается корпус при движении под мотором на скорости выше 10 км/ч. При этом в воде остается только длинный узкий «нижний» корпус. Его ширина относится к ширине верхней глиссирующей площадки(по ходовой ВЛ) как один к трем.

В качестве уплотнения между шпунтовым пазом киля и первой доской, как и между всеми последующими поясьями, я применил полиуретановый герметик Sikaflex 291, обладающий изумительными сцепляющими свойствами и до конца не высыхающий, т. е. сохраняющий эластичность. Крепеж — оцинкованные гвозди взагиб. Доски толщиной 18 мм укладывались без распаривания. Применялись доски двухлетней естественной сушки, хранившиеся на улице под навесом.

Каждая последующая доска крепилась к предыдущей при помощи клещей с клином, напоминающих большую бельевую прищепку Подгоняемая доска огибалась по месту и причерчивалась по верхней кромке уже закрепленной. Доски — необрезные. И так как в природе не существует одинаковых деревьев, то не бывает и совершенно одинаковых досок. Поэтому во время работы скучно не бывает. И холодно тоже. Температура в мастерской должна быть 12—14°С, чтобы доски не пересохли.

Кормовая часть лодки завершается декоративным транцем, расположенным на 0.6 м в корму от конца киля, на котором стоит силовой транец. На виде сбоку создается впечатление, что мотор находится внутри лодки. Доски в кормовой оконечности лодки подрезаны под углом 45° к горизонтали. Мотор имеет такую же свободу, как на обычной мотолодке.

Классическая кижанка имеет то, что катерники называют плоско-килеватыми обводами днища. Другими словами, ниже КВЛ все три-четыре доски поставлены под примерно одинаковым углом к горизонтали (около 15°).

Главным отличием моей новой лодки (давыдовки «Федорыч») является то, что средняя по ширине часть днища имеет четко выраженную килеватость. Шпунтовые доски ставятся под углом к горизонтали не 15°, как обычно, а 45°. Таким образом образуется выступающая вниз выпуклая килевая часть, а выше шпунтового пояса обводы повторяют типичную кижанку. Угол килеватости — 12°.

На кормовой торец киля крепится резиновая подушка, в которую упирается нога «Ветерка». В кормовой части киля сделан невысокий плавник. Таким образом нога мотора по всей высоте прижата к лодке и не создает сопротивления движению.

Крыша рубки-убежища в носу делает корпус более жестким. Под крышей имеется настил. Корпус снаружи был пропитан составом «Impreg 1» в три слоя, затем загрунтован и окрашен эмалью (продукция фирмы «Hempel»). Изнутри корпус пропитан горячей древесной смолой на скипидаре (три слоя). Мачта ставится на киль через открытую с кормы прорезь в краю крыши. Не требуется никаких вант и прочих усложнений, характерных для яхт. При слабом боковом ветре, не убирая паруса, садишься за весла. За два-три гребка скорость лодки увеличивается, и паруса наполняются ветром. При встречном ветре мачта, естественно, снимается (благодаря прорези легко заваливается в корму), и включается мотор.

Применено привычное и надежное шпринтовое парусное вооружение с общей площадью около 8 кв.м. Стаксель и грот пошиты из лавсана.

И вот новая лодка — на воде. Сразу на киль укладываем балласт — около 60 кг камней. Длина весла — 2.9 м. Неспешно разгоняемся и сразу отмечаем очень легкий ход на веслах. В дальнейшем, как следует поняв свою лодку, мы научились ходить на ней на веслах даже против сильного ветра.

Волну высотой 15-20 см лодка просто не замечает. В один хороший день мы пошли в Кижи на «Ветерке-8». Расстояние от Петрозаводска 66 км. Груз — 200 кг и два человека. Такое ощущение, будто лодка бежит. Мотор ровно гудит, а дроссель открыт наполовину. В средней части пути нужно пересекать открытую часть озера, этот участок длиной около 25 км. Все было необычно легко и спокойно. Средняя скорость перехода оказалась 13.5 км/ч. Расход топлива 15 л, получилось на 1 км порядка 0.25 л. В дальнейшем вышли на еще меньшую цифру расхода — 0.2 л. При нагрузке четыре-пять человек при увеличении скорости до максимальной за кормой возникает небольшая поперечная волна, но при скорости 12-13 км/ч ее почти нет.

Решили проверить на «мерной миле» скорость без груза на двух парах весел: получилось, что 1 км прошли за 4 мин. Сами не поверили! Прошли обратно — 4.5 мин. Ясно, что 12 км/ч при гребле вдвоем на двух парах весел мы имеем.

Назвали лодку «Федорыч» — в честь моего учителя. Лодочных дел мастер Иван Федорович Вересов сделал около 300 лодок.

Блок: 3/5 | Кол-во символов: 6738
Источник: http://www.barque.ru/projects/2001/technology_of_construction_kizhanki

Недостатки


  • Низкий уровень комфорта: жесткие сиденья, скупая комплектация. Однако, при желании все недостающее можно приобрести и установить
  • При выходе в режим глиссирования модификация «1» начинает дельфинировать, ударяясь дном о воду. Это приводит к преждевременному изнашиванию конструкции, деформированию заклепок
  • Непереносимость волнения более 2 баллов создает неудобства владельцам: совершать поездки следует либо в штиль, либо следить за прогнозом погоды относительно ветра
Блок: 3/20 | Кол-во символов: 479
Источник: https://vipkater.ru/vodnyj-transport/lodki-i-katera/yuzhanka-serii-1-2/

3. Новая лодка в весельной гонке

18 августа в Кижах по традиции отмечается праздник «День Преображения». Собирается местный народ, приезжают люди на теплоходах из Петрозаводска. В храме идет служба. Колокольный звон разносится над водными просторами и островами.

Второй год подряд по программе празднования проводится весельная гонка на народных лодках. Утром мы привели сюда нашу новую лодку «Федорыч» на буксире за своей «старшей сестрой» — ранее построенной «давыдовкой». Собралось около тридцати лодок, в большинстве своем — обычных кижанок разных размеров и разных лет постройки. Даже просто осматривать их было интересно. А тут еще можно было видеть и сравнивать их на ходу! Из города пришли деревянные корабли, включая трехмачтовый фрегат «Курьер», и железные суда клуба юных моряков, так что и фон из стоящих на якорях старинных парусников был живописным и любопытным.

Стартовый выстрел произвели из пушки, стоящей на борту поморской ладьи «Святитель Николай».

Старт давался с берега, так что по этому сигналу все бросились занимать места. Все было весело и симпатично. Жители собрались разных возрастов. Были и семейные и даже чисто женские экипажи, причем гребцы были в старинных нарядах с цветами.

Остров Кижи — узкий и длинный. Стартовали с одной его стороны, финишировали — с другой. Дистанция в целом составляла 3 км. До поворота мы шли первыми, но после поворота нас обогнала легкая лодка длиной 5.2 м. По правилам гонки разрешался экипаж из трех человек: два гребца и один рулевой. А они гребли в три пары весел. Мы не сразу сообразили, что происходит, и только поэтому не успели их догнать. Финишировали вторыми, причем обе лодки имели большой отрыв от остальных.

Обиженных не было: призы получили все экипажи; дед — за то, что самый старый, другой старик — за самую старую лодку, кое-кто из участниц — за красоту. Кто-то вообще — только за участие, а кто-то из отставших — за волю к победе. Один экипаж получил топор с формулировкой «за самую топорную лодку»; мужики не растерялись и бросили полученный приз в озеро, заявив, что следующую лодку сделают иначе.

Хороший человек поговорит, поговорит — и выпьет, так что было общее праздничное чаепитие. Помог все это организовать грант, полученный от дядюшки Сороса. А мы совместно с музеем-заповедником Кижи смогли ему объяснить, что местное судостроение — это самые что ни на есть народные ремесла. Но есть меценаты и в своем отечестве. На их средства и была сделана описываемая лодка «давыдовка».

В этом сезоне опробовали мы ее не только в гонках, но и в походах. Были на волнах длиной до 7 м, попали в грозу. По общему мнению, лодка получилась. Она и легкая на ходу, и остойчивая, и устойчивая на курсе. На ней без опаски можно, например, ловить хариуса, идя вдоль берега в прибойной полосе, где другие лодки легко теряют управляемость. Другими словами, лодкой я очень доволен, но это не мешает думать над тем, как сделать ее еще лучше. Следующую «давыдовку» буду делать чуть длиннее (на 0.25 м по КВЛ), наибольшую ширину сдвину примерно на 0.5 м в корму, а высоту борта в этом месте увеличу на 5 см; пожалуй, уменьшу и прогиб киля.

Блок: 4/5 | Кол-во символов: 3113
Источник: http://www.barque.ru/projects/2001/technology_of_construction_kizhanki

История и цели создания


Монополия и широкое распространение «Казанок « по всей территории Советского Союза показали невероятный спрос на данную продукцию. Однако, было также много пожеланий потребителей несколько модернизировать ее и убрать существующие недостатки. Решить возникшую проблему вызвалась команда конструкторов Черноморского судостроительного завода, во главе которой находился инженер Г. Г. Меньков.

Были внесены следующие изменения:

  • увеличен вес
  •  установлены були

Благодаря этим доработкам характеристики мотосудна улучшились в разы: клиновидные наделки по бортам снизили забрызгивание салона, заливание транца, повысили остойчивость и безопасность плавсредства при затоплении. Так появилась серийная модель «1», а любители прогулок и рыбалки получили недорогое надежное плавсредство. Проект был воплощен в жизнь в 1969 году. Производство всей серии происходило до 1978 года. Вскоре, после появления ее на прилавках магазинов, завод Горбунова выпустил почти полный аналог — «Казанку—М». Разница была лишь в некоторых декоративных элементах и наличии у последней реданов.

Фото лодки Южанка:

С 1978 г. на смену пришла «Южанка—2». Концепция ее заключалась в кардинальной смене дизайна, строения и устранении всех замеченных недостатков. Характеристики лодки из серии «Южанка» также подверглись тщательному пересмотру: ПМ стал мощнее, длина уменьшилась на 40 см, угол килеватости почти достиг показателя «Днепра» и в весе прибавилось 7 кг. Внешний облик изменился до неузнаваемости. Материал изделия — АМг5М. Первая версия «2» была продемонстрирована на соревнованиях «КиЯ» в 1978 г., где были отмечены ее стандартное для глиссеров исполнение и обычные для него качества.

Блок: 4/20 | Кол-во символов: 1677
Источник: https://vipkater.ru/vodnyj-transport/lodki-i-katera/yuzhanka-serii-1-2/

Кижанку строят школьники


Отрывок из письма С. Давыдова в редакцию: Я сам из породы юных техников, поэтому с удовольствием занимаюсь с ребятами. В 1994 году совместно с Морским центром Петрозаводска и нашим «адмиралом» старинного судостроения В.Л. Дмитриевым в 26-й школе был организован морской класс. В течение учебного года учащиеся с 4-го по 6-й класс под моим руководством строили лодку-кижанку. А летом в Кижах проходил недельный лагерь, где ребята не только знакомились с Музеем, но и катались на лодке, построенной своими руками. Два года подряд школа получала диплом «Школа года». Потом пришли пожарники и весь энтузиазм погасили.

Блок: 5/5 | Кол-во символов: 643
Источник: http://www.barque.ru/projects/2001/technology_of_construction_kizhanki

Таблица характеристик


  «1» «2»
Длина наибольшая, м 4,63 4,2
Ширина наибольшая, м 1,6 1,65
Высота борта на миделе, м 0,65
Осадка при загрузке 400 кг, м 0,15
Высота борта над водой (средняя), м 0,37
Высота транца, м 0,38
Угол килеватости днища на транце
Объем отсеков плавучести, л 365
Масса без ПМ, кг 145 152
Масса с тентом и ДУ (без ПМ), кг 161
Пассажировместимость, чел. 4—5 4
Грузоподъемность, кг 400 400
Допустимая мощность мотора, л. с. 25 30
Материал конструкции Д1 АМг5М

Видео лодки Южанка:

Блок: 5/20 | Кол-во символов: 480
Источник: https://vipkater.ru/vodnyj-transport/lodki-i-katera/yuzhanka-serii-1-2/

Внешний вид и особенности конструкции

«1»

Конструкция цельнометаллической модели выполнена из дюралюминиевого сплава, толщиной от 1 мм в области дна до 1,5—1,8 мм в остальных частях. Швы уплотнены герметичной лентой, защищающей от протечек. Остроскулые обводы от палубы к корме сходят на нет. Киль проходит вдоль днища до транца, реданов нет. Запалубленный форпик имеет люк, под которым находится водонепроницаемый отсек. От кокпита он отделен перегородкой, не пропускающей через себя воду. Под торпедой расположено небольшое багажное отделение с запирающейся дверцей.

Обитаемое пространство достаточно просторное, на 2 деревянных банкетках и водительском сиденье могут разместиться до 5 человек. Под ногами проложены решетчатые слани. В боковых стенках моторки во вместительных нишах помещается много клади и различных мелочей. Ветровое стекло у нее разделено профилем на 2 части. Подмоторный отсек рассчитан на один ПМ, не имеет рецесса. Смешанная система набора включает в себя: 2 герметичные переборки, шпангоуты и ребра жесткости. Внизу есть сливное отверстие. Главная отличительная особенность — сварные були, начинающиеся на расстоянии 2,7 м от транца.

Изначально эти детали внутри полые, заполненные воздухом. Вмещают в себя 52 л. Крепятся к поверхности при помощи заклепок. В инструкции отмечалось, что в случае заполнения их полистиролом кормовой запас плавучести не нужен. Накладки не только обеспечивают непотопляемость судна в задней половине, но и существенно улучшают его ход и позволили конструкторам оставить кокпит довольно широким: по палубе без булей — 1,24 м (для 2 пассажиров показатель нормальный), в то время, как в транце с ними показатель уже — 1,57 м.

Сравнивая «Казанку» и схожую с ней «Южанку», вторая выигрывает по таким параметрам, как непотопляемость, остойчивость и долгосрочность в эксплуатации.

«2»

Технические характеристики модификации «Южанка—2» уже несколько иные за счет другого сплава — АМг5М и конструктивных особенностей. Указанный металл известен тем, что не корродирует в соленой воде и немного тяжелее Д1. Соответственно, моторка приобрела способность осваивать морские просторы. Но технологией соединения так и осталось заклепывание. Такое сочетание встречается очень редко и помогает отличить вторую версию от ей подобных. Показатели толщины:

Часть конструкции мм
Днище 2
Борт и палуба 1,5
Набор 2

По дизайну «2» очень похожа на «Днепр» внешне: высокая килеватость, остроскулые обводы, то же сочетание алюминия и клепки, объемные выштампованные ребра жесткости на палубе, по бокам, даже на кормовых отсеках. Несходство состоит в том, что выпускница Черноморского завода короче на 20, но шире на 5 см, дно не так сильно килевато (не 14,5 а 8 градусов) и легче аж на 38 кг. При этом грузоподъемность и пассажировместимость остались такими же. Корпус имеет гермоотсек в форпике, но без бомболюка.

Доступ к нему находится под торпедой, через рундук, к сожалению маленький и неудобный. Форштевень литой, выдерживает жесткие удары и идет до кормы, чем помогает судну удерживать курс. Кокпит очень вместительный, в бортовых поверхностях размещено множество полочек. Есть большой кормовой рундук, в котором помещаются и топливные емкости, и помпа, и запас плавучести. Помимо того, инструменты и кладь можно положить под сиденья.Аккуратный рецесс самоотливной формы, удачно препятствует заливанию брызгами с кормы, прочный, оборудован кницами.

Поверхность пола наклонена под ощутимым углом, поэтому ровно постелить пайолы нет возможности, необходим переход от середины к бокам. Во внутреннем пространстве располагаются 4 пассажира: по 2 спереди и сзади, на жестком поперечном переднем сиденье и кормовом рундуке. Лобовое стекло на заводе устанавливали из 2 половин, соединенных металлическим профилем. Блоки плавучести располагались под палубой, в носу и корме, сделаны из пенопласта и съедали меньше полезного места, чем у прототипа.

Блок: 6/20 | Кол-во символов: 3862
Источник: https://vipkater.ru/vodnyj-transport/lodki-i-katera/yuzhanka-serii-1-2/

Схема


Блок: 7/20 | Кол-во символов: 8
Источник: https://vipkater.ru/vodnyj-transport/lodki-i-katera/yuzhanka-serii-1-2/

Оборудование и комплектация

В заводской сборке присутствовало лишь самое необходимое оборудование, включающее в себя:

  • корпус с рымом носовым, утками швартовными
  • деревянный настил — 1 комплект
  • 2 кресла с откидными спинками
  • 1 сиденье водителя
  • 2 весла с уключинами
  • 1 ветровое стекло с крепежом
  • ремонтная аптечка: лист Д1, 60 заклепок, тиоколовая лента

К дополнительному оснащению относились тент и ДУ для «Вихря». «2» дополнялась линем спасательным и черпаком.

Блок: 8/20 | Кол-во символов: 455
Источник: https://vipkater.ru/vodnyj-transport/lodki-i-katera/yuzhanka-serii-1-2/

Обитаемость


Чем хороша рассматриваемая модель — в ней много полезного места. Отделы для размещения всего необходимого багажа есть в форпике, нишах по бокам кокпита и под удобным рундуком. Также, инструменты можно поместить под банкой, в шаговой доступности от руля. Первый серийный представитель вмещает на борт до 5 пассажиров: сзади находится кормовой жесткий диван, посредине поперечная банкетка и спереди банка–сиденье капитана.

Второй не обладал одинарным посадочным местом. Все пассажирские места стационарные, не имеют свойство раскладываться для ночлега. Поэтому, в заводском паспорте не рекомендуются длительные туристические походы: спать в пути будет негде. Ветровое стекло идет от края до края, высота его достаточная, чтоб сидящих спереди не заливало водой. ДУ мотором присутствовало в комплекте не всегда, как и тент.

Блок: 9/20 | Кол-во символов: 829
Источник: https://vipkater.ru/vodnyj-transport/lodki-i-katera/yuzhanka-serii-1-2/

Перевозка лодки

Габариты и вес моторки достаточно небольшие, чтоб с ее транспортировкой и выгрузкой на воду справились 1—2 человека. Прицеп должен соответствовать параметрам, иметь зарегистрированный номер. Родных тентов уже, наверное, невозможно найти в продаже. Но сегодня несложно заказать под точные размеры любую модель.

Блок: 10/20 | Кол-во символов: 324
Источник: https://vipkater.ru/vodnyj-transport/lodki-i-katera/yuzhanka-serii-1-2/

Непотопляемость

Если сравнивать эти две моторки с «Казанкой» и «Днепром», свойство непотопляемости у черноморской продукции лучше. Були первой версии, заполненные воздухом, увеличили ее возможность выдерживать нагрузки, а также остойчивость стояночную и ходовую. Во время проведенных испытаний, судно не переворачивалось даже в том случае, когда 4 пассажира становились с одного края. Причем над водой оставалось еще 5,5 см боковых стенок.

Заполненное доверху водой, плавсредство оставалось на плаву в ровном положении вследствие выталкивающей функции булей. Три человека при этом могут безбоязненно держаться за нее. «2» обладает превосходной остойчивостью на ходу из–за того, что у нее, как у «Днепра», плоско–килеватые обводы. Запас непотопляемости позволяет ей не только удерживаться на плаву, но и держаться находящимся в воде 4 пассажирам. Такой результат обеспечивают блоки из пенопласта, расположенные под палубой, в носовой части и в кормовых отсеках.

Блок: 11/20 | Кол-во символов: 958
Источник: https://vipkater.ru/vodnyj-transport/lodki-i-katera/yuzhanka-serii-1-2/

Ходовые качества

Сравнивая «Казанку» и «Южанку», гидродинамические свойства у них приблизительно одинаковы. Но клиновидные бортовые наделки способствуют большей маневренности, управляемости. Ветер и небольшая волна не являются непреодолимым препятствием, сидящие внутри не забрызгиваются. Моторная лодка «2» имеет форму дна, которая хорошо справляется с волной до 50 см, мягко идет по водной поверхности и легко выходит в глиссаж.

Блок: 12/20 | Кол-во символов: 429
Источник: https://vipkater.ru/vodnyj-transport/lodki-i-katera/yuzhanka-serii-1-2/

Таблица скоростей

«1» Наименование ПМ Кол–во двигателей, шт. Загрузка, кг Скорость, км/ч
1 90 34
1 185 32
1 260 29
1 345 26
Tohatsu (Nissan) 18 1 90 48
1 175 38
1 260 34
1 345 31
1 430 27
Yamaha 30 2,08 1 90 48
1 185 42
1 270 41
1 355 40
«2»
Honda BF50 1 120 58
Mercury 40 1 120 51
Suzuki DT30 1 270 37
Yamaha 30 2,08 1 230 40–43
Yamaha 40 1,84 1 120 52–55
Yamaha 40 2,0 1 250 43–48
1 280 55
1 370 47
Блок: 13/20 | Кол-во символов: 346
Источник: https://vipkater.ru/vodnyj-transport/lodki-i-katera/yuzhanka-serii-1-2/

Под мотором

Максимальная допустимая мощность представленных моделей 25—30 л. с. Но надежность и прочность остова мотобота и его транца свидетельствуют о том, что он легко потянет и 40 л. с. При исследованиях скоростных качеств «1» инженеры выяснили, что под «Вихрем» с двумя людьми глиссер достигает 34, а с пятью — 26 км/ч. С «Москвой» соответственно — 20 и 12 км/ч.

Блок: 14/20 | Кол-во символов: 366
Источник: https://vipkater.ru/vodnyj-transport/lodki-i-katera/yuzhanka-serii-1-2/

На волне

«1» в силу днищевых форм обладала жестким ходом на больших скоростях, волнение до 2 баллов для нее не опасно. Морские акватории ей запрещены, как и поездки дальше 1,5 км от суши.

Днище «Южанки—2» не боится волн до полуметра, она хорошо справляется с ветренной погодой и может отходить от берега на 3 км. Легко и мягко всходит на волну, а также управляется без особых проблем.

Блок: 16/20 | Кол-во символов: 382
Источник: https://vipkater.ru/vodnyj-transport/lodki-i-katera/yuzhanka-serii-1-2/

Цены

Цена лодки “Южанка” на Авито и других ресурсах в нижней ценовой категории составляет 35, 45, 60, 99 тысяч рублей. Наивысшая стоимость данной моторки колеблется в пределах 300—380 тысяч рублей. Продажа б/у суден этой серии на Авито малочисленна, что свидетельствует о нежелании расставаться с ними их хозяев.

Блок: 17/20 | Кол-во символов: 311
Источник: https://vipkater.ru/vodnyj-transport/lodki-i-katera/yuzhanka-serii-1-2/

Отзывы

Отзывы на многочисленных форумах обладателей этого катера в основном положительные. Ценной, по их мнению, является прочность корпуса, длительный срок использования, маневренность и вместительность. Наравне с владельцами “Казанок” они жалуются на ходовые качества, низкие борта, заливание на полной скорости и потенциально слабое днище из–за ударов о воду. Но невысокая цена и малый расход топлива для многих становится решающим фактором при выборе собственного мототранспорта.

Блок: 18/20 | Кол-во символов: 483
Источник: https://vipkater.ru/vodnyj-transport/lodki-i-katera/yuzhanka-serii-1-2/

Тюнинг

Тюнинг моторки под номером «2», как правило, заключается в:

  • усилении двигателя ( очень крепкий подмоторный отсек позволяет поставить такой агрегат без переделок)
  • установке бомболюка для удобного доступа к гермоотсеку и багажнику
  • повышении комфортабельности кокпита и установке тента
  • прикреплении каюты
  • монтаже двух консолей

Первая версия нуждается в замене рулевого управления, монтаже самоотливного рецесса, замене заводского ветрового стекла на новое с калиткой, установке мягких сидений.

Блок: 19/20 | Кол-во символов: 495
Источник: https://vipkater.ru/vodnyj-transport/lodki-i-katera/yuzhanka-serii-1-2/

Заключение

Данный мотобот в обеих вариациях надежен, безопасен и гарантированно прослужит своему обладателю не один десяток лет. Конструкторы вложили в него свою душу и максимум усилий для того, чтобы он был выполнен качественно и имел лучшие характеристики.

Блок: 20/20 | Кол-во символов: 257
Источник: https://vipkater.ru/vodnyj-transport/lodki-i-katera/yuzhanka-serii-1-2/
Кол-во блоков: 30 | Общее кол-во символов: 30891
Количество использованных доноров: 4
Информация по каждому донору:

  1. http://kizhi.karelia.ru/library/traditsionnaya-kultura-russkih-zaonezhya-spravochno-metodicheskoe-posobie-dlya-eksku/751.html: использовано 2 блоков из 3, кол-во символов 1446 (5%)
  2. http://www.barque.ru/projects/2001/technology_of_construction_kizhanki: использовано 4 блоков из 5, кол-во символов 14705 (48%)
  3. https://www.wikiwand.com/ru/%D0%9A%D0%B8%D0%B6%D0%B0%D0%BD%D0%BA%D0%B0: использовано 4 блоков из 4, кол-во символов 1812 (6%)
  4. https://vipkater.ru/vodnyj-transport/lodki-i-katera/yuzhanka-serii-1-2/: использовано 18 блоков из 20, кол-во символов 12928 (42%)




Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий